Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


"Речная" радиосвязь.

Евгений Курганов
«Катера и яхты» №1(229) 2011 год с.74-77
Ранее мы определили, что и «морская», и «речная» радиостанция на любом, в том числе маломерном, судне помогает решать одни и те же задачи: обеспечивать безопасность плавания, для чего необходима связь между судами, береговыми объектами и возможность приема важной для плавания информации. Особое значение радиосвязь приобретает при передаче просьб о помощи терпящим бедствие на воде и организации спасательных мероприятий. Однако стоит отметить некоторые особенности организации радиосвязи на ВВП РФ, отличающие ее от связи «на море».
Некоторые отличия «речной» радиосвязи от «морской» объясняются не только ведомственной разноподчиненностью (в СССР существовали отдельные министерства речного и морского флота), но и различием условий, в которых эта связь устанавливается. Простите за повтор, но радиообмен между судами на реке, при тесноте на воде и в эфире, естественно отличается от радиообмена между судами в открытом море, более свободном и для маневра, и для распространения радиоволн. В результате всех этих объективных и не очень предпосылок сформировались правила радиосвязи на ВВП Российской Федерации. Существующая система связи создана для обеспечения повседневной деятельности речного флота, но и судоводители маломерных прогулочных судов при движении по ВВП могут пользоваться ее услугами, для чего им необходимо знать основные принципы организации связи и правила ее ведения.
Рассмотрим их в той части, знание которой необходимо и полезно судоводителю катера или небольшой моторной яхты. При желании основательнее разобраться в предмете можно рекомендовать для начала ознакомиться с «Указаниями по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям РФ» Министерства транспорта, обязательными для всех, использующих радиосвязь, независимо от принадлежности судна, а также издающимися и ежегодно корректирующимися для каждого бассейна ВВП «Указаниями по организации радиосвязи в (интересующем вас) бассейне». Эти пособия можно посмотреть на любом работающем в вашем регионе «большом» судне.
Во время плавания по внутренним водным путям России радиосвязь устанавливается и ведется на русском языке. Запрещается работать на неразрешенных каналах, применять произвольные коды и сокращения, использовать устройства шифрования речи. Нельзя увеличивать мощность радиопередатчика сверх указанной в разрешении на эксплуатацию.
Радиосвязь на ВВП осуществляется в диапазоне дециметровых волн на частотах 300.0125-300.5125 МГц и 336.0125-336.5125 МГц, в пределах которых образована сетка «речных» каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей. 16 каналов предназначены для работы в симплексном режиме и 12 - в дуплексном.
Основным видом радиосвязи является радиотелефония в симплексном режиме, при котором передача и прием на каждой радиостанции осуществляется поочередно. Начиная говорить, пользователь или, выражаясь по-профессиональному, оператор радиостанции нажимает клавишу на микрофоне - тангенту. Готовясь услышать ответ собеседника (корреспондента), оператор сообщает. «Перехожу на прием», или проще - «Прием» и отпускает тангенту. А дуплексная радиосвязь- это двухсторонняя радиосвязь, при которой передача осуществляется одновременно с приемом, как при разговоре по обычному телефону. Используется этот вид связи преимущественно для вхождения в так называемую радиопроводную систему связи Речфлота и в городские телефонные сети.
Важнейшим из речных является 5-й канал (300.2 МГц) - единый на всех бассейнах РФ канал бедствия, безопасности и вызова для радиотелефонии на ВВП. Ведение переговоров на 5-м канале, не связанных с вопросами обеспечения безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Инструкции требуют, чтобы 5-й использовался только для установления связи с последующим немедленным переходом на иной канал и для оперативной связи при согласовании взаимных действий и маневров в ходе движения судов, а в случае серьезной аварии - для передачи и приема сигналов бедствия и ведения переговоров при проведении спасательных операций. Любые служебные переговоры с диспетчерским персоналом портов, гидроузлов и т.д. также должны осуществляться на закрепленных за ними частотах.
Пятый канал иногда называют дежурным. Правила требуют, чтобы постоянно включенные на этом канале судовые радиотелефонные станции обеспечивали надежную связь во время движения и маневрирования судов, при стоянке на якоре, а также в условиях ограниченной видимости, при наступлении штормовой погоды и использовались во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий. Перед расхождением судов вызов на радиосвязь осуществляет судоводитель идущего снизу (против течения) судна, а перед обгоном - судоводитель обгоняющего судна. Во время согласования этих действий между судами судоводители других судов не должны мешать их разговорам. Согласование судами взаимных действий но радиотелефонной связи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи этих сигналов.
При подходе судна к непросматриваемым или затруднительным нерегулируемым участкам водного пути и движении по ним, при плавании в условиях ограниченной видимости судоводитель должен информировать другие суда о своем местонахождении и своих действиях. Когда суда согласовали свои действия по радиотелефонной связи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.
Если судоводитель судна, вызываемого на радиотелефонную связь, не отвечает, то для его вызова подается установленный Правилами звуковой сигнал «Прошу выйти на связь» - один продолжительный, один короткий, один продолжительный. Если ответ на вызов по радиотелефонной связи не получен, следует считать, что на другом судне она неисправна или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства.
Отсюда можно вывести рекомендации для капитана маломерного судна. Никто не осудит вас, если, рыбача на зорьке в камышах, вы не включаете радиостанцию. Но если вы стоите на якоре вблизи судового хода, пусть даже за буями, да еще при ограниченной видимости, включенная на канале безопасности радиостанция будет не лишней. А также работающая на канале безопасности радиосвязь не помешает на ходу и (лучше не скажешь) во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий.
Аналогом 5-го канала на ВВП на акваториях, где действуют «морские» правила плавания, является 16-й канал «морского» диапазона (156-162 МГц). Практически все, сказанное об использовании 5-го канала на реке, справедливо и для 16-го канала на море.
Вторым общим для всех рек России каналом является 3-й (300.1 МГц), предназначенный для связи судов с диспетчерами шлюзов и других гидротехнических сооружений. Наличие радиосвязи с диспетчером заметно ускорит процесс шлюзования, так как появляется возможность заблаговременно сообщить о своем подходе к шлюзу, готовности к шлюзованию, а диспетчер может указать вам очередность и порядок прохождения шлюза, назначить место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов.
В границах гидроузлов судоводители должны вести переговоры по радиотелефонной связи на канале радиостанции гидроузла. Переход на 3-й канал должен производиться после прохождения первого светофора при подходе к шлюзу, если иное не указано в местных правилах.
Остальные частотные каналы выделяются для связи различным службам речников, обеспечивающим судоходство и работу портов, для получения прогнозов погоды и путевой информации и т.д. Номера и назначение каналов устанавливаются «Указаниями по организации судовой радиосвязи», утвержденными Службой речного флота Министерства транспорта Российской федерации для каждого бассейна (региона) и согласованными с местными органами Государственного надзора за радиосвязью.
Например, на 4-м канале (300.15 МГц) обычно устанавливается связь судов со службами речфлота.
Канал 2-й (300.05 МГц) - для связи судов между собой (кроме случаев, для которых предусмотрен канал безопасности). На 2-м канале в установленное время осуществляется передача метео- и путевой информации. При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, а также срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и изменившихся глубинах, об изменениях в навигационной обстановке, расстановке навигационных знаков и т. д. Зоны действия береговых радиостанций, передающих эти сообщения, как правило, перекрывают друг друга, поэтому передачи прогнозов и путевую информацию можно принимать практически в любой точке ВВП.
Для связи между собой и со своими стоянками и клубами маломерным судам выделены 42-й (300.075 МГц) и 25-й (336.2 МГц) каналы (там, где они не заняты).
Устанавливая связь с нужным вам корреспондентом, не торопитесь включать радиостанцию в режим передачи. Прослушайте эфир, чтобы убедиться, что вы не помешаете ведущемуся радиообмену. Влезать в чужой разговор - это признак неучтивости и в обыденных ситуациях, а в случаях, когда ведутся радиопереговоры, связанные с аварией или со спасением терпящих бедствие, это совершенно недопустимо.
«Какие по жизни у нас позывные, такая меж нами случится и связь», - полагают лирики. А на ВВП при ведении переговоров в качестве позывных обычно используются названия судов или береговых объектов. При этом первым называют позывной вызываемого, а вторым - свой. Например, на 5-м канале: «Яхта «Нева», катер «Альфа», прием». Или «Яхта «Нева», ответьте катеру «Альфа», прием». Слово «прием» означает конец передачи сообщения и готовность принять ответ. После получения ответа вызываемого - например, «Альфа», я «Нева», вас слышу хорошо, прием» - следует четко и лаконично изложить суть вызова.
Если название судна установить не удается, можно в качестве позывного назвать его тип или положение относительно навигационных знаков, ориентиров на берегу или приметных мест реки: «Катер «Ярославец», проходящий буй 37, ответьте яхте «Вега». При необходимости обсудить вопросы, не связанные с безопасностью судовождения. следует согласованно перейти на другой канал: для связи с речными судами - на 2-й, для связи с яхтами - на 25-й или на 42-й. Если какой-либо из этих каналов занят службами реч-флота, следует использовать другой свободный канал.
При подходе к шлюзу следует перейти на 3-й канал и до выхода из зоны гидротехнического сооружения на нем работать. В качестве позывного используется название шлюза: «Шлюз «Верхнесвирский», яхта «Вега», прием». Если диспетчер принял вызов, он отвечает: «Вега», я «Верхнесвирский», вас слышу, прием». После этого могут быть проведены переговоры о порядке прохождения шлюза.
Не забывайте, что говорить надо только при нажатой тангенте, расположенной на микрофоне гарнитуры или на радиостанции. Иначе часть фразы (обычно это позывной вызываемого или сообщение о переходе на прием, может не передаться). Чтобы сообщение было передано полностью, рекомендуют считать до двух после нажатия тангенты и начала передачи и перед ее выключением, после произнесения слова «Прием» или, при завершении радиообмена, фразы «Конец связи». Не следует также торопиться нажимать тангенту, не дождавшись ответа собеседника - если оба участника радиообмена держат пальцы на кнопках, в наушниках или динамике будет слышан только характерный шум.
Нужно учитывать, что ветер создает дополнительный шум в микрофоне и следует но возможности защищать микрофон от ветра, ведя передачу. Также не стоит слишком приближать при разговоре микрофон к лицу, это может вызвать искажения передаваемой речи.
Речная радиосвязь, кроме обеспечения оперативной связи при движения судов, предназначена также для передачи такой жизненно важной информации, как сигналы бедствия, сигналы срочности и безопасности. Помимо судовых радиостанций, в определенных пунктах расположены береговые УКВ- радиостанции, ведущие круглосуточное наблюдение за сигналами бедствия и контролирующие практически все водные пути европейской части РФ. Позывные таких станций, территория охвата, места расположения, номера каналов приводятся в ежегодно корректирующемся для каждого бассейна ВВП пособии «Указания по организации радиосвязи в (таком-то бассейне)».
Сигнал бедствия передается для извещения о том, что судно находится под угрозой неминуемой опасности и оно просит оказать ему помощь. Сигналы бедствия передаются с использованием всех имеющихся на борту радиосредств. Прежде всего вызываются ближайшие суда на 5-м канале, а если не удается установить связь с судами, следует вызвать ближайшую береговую станцию на присвоенном ей канале.
Сигнал бедствия и сообщение о бедствии следует передавать до тех пор, пока не будет получено подтверждение о приеме. Судно или дежурный диспетчер береговой радиостанции при получении сигнала о бедствии обязаны подтвердить аварийному судну полученное сообщение и принять соответствующие меры к оказанию помощи.
Сигналы бедствия передаются для всеобщего внимания, не адресуются какой-либо определенной радиостанции и пользуются абсолютной первоочередностью перед всякими другими передачами. Все радиостанции, услышавшие его, обязаны немедленно прекратить всякую передачу, которая может помешать обмену радиограммами о бедствии, и вести наблюдение на той частоте, на которой был услышан сигнал бедствия.
Ни одно из положений действующих указаний и инструкций не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся возможностей для установления связи с ближайшими судами или береговыми пунктами передачи сообщений о бедствии и запроса помощи.
Сигнал бедствия по очередности пользуется абсолютным приоритетом перед другими сигналами.
Все другие радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любые передачи, которые могут создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.
Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 5-м канале.
Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого- либо человека, находящегося на нем или видимого с него.
Сигнал срочности начинается словом «СРОЧНОЕ», передаваемом три раза. Этот сигнал передают перед сообщением на 5-м канале.
Сигнал срочности пользуется первоочередностью перед всеми другими сообщениями, за исключением сигнала о бедствии. Все судовые и береговые радиостанции не должны мешать передаче сообщения, следующего за сигналом срочности.
Этот сигнал, передаваемый судовой радиостанцией, может быть адресован как радиостанции (судну), так и циркулярно «ВСЕМ» ближайшим радиостанциям. Радиостанция, передавшая сигнал срочности и следующее за ним сообщение, адресованное всем радиостанциям, должна немедленно аннулировать эту передачу, как только ей станет известно, что необходимость в этой информации отпала. Сообщение об аннулировании также адресуется «ВСЕМ».
Сигнал безопасности извещает, что данная радиостанция будет передавать сообщение, касающееся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке и т.д.
Сигнал безопасности начинается словом «БЕЗОПАСНОСТЬ», передаваемым три раза на 5-м канале. Адресуется сигнал безопасности всем судовым радиостанциям, а не какой-либо определенной радиостанции. Все, принявшие сигнал безопасности, должны продолжать наблюдение на частоте, на которой был дан этот сигнал, до тех пор, пока следуемые за ним сообщения не будут закончены.
свернуть текст