Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Примите швартовые!.

Д. Антонов
«Катера и яхты» №5(117) 1985 год с.62-63
Помню, как мальчишками мы встречали каждый подходящий к набережной корабль, старались завладеть «выброской» и, вытянув за нее толстый канат, торопились закрепить его за швартовую тумбу или рым.
О «морских» узлах мы тогда имели весьма приблизительное представление, хотя придирчиво проверяли друг у друга, как завязаны шнурки на ботинках — рифовым или «бабьим» узлом? И конечно, почти каждый умел закрепить канат «штыками».
Впрочем, с судов чаще всего подавались концы с петлей — огоном, которую достаточно было набросить на пал или кнехт. Хорошо, если тумба свободно пролезала в петлю, в противном случае приходилось выслушивать немало советов с борта швартующегося судна и от своих товарищей. Приемы крепления тросов оказывались до обидного простыми и запомнились потом на всю жизнь. Но попробуй догадайся, как это сделать в первый раз!
Например, если петля оказывается по размеру меньше диаметра тумбы, достаточно согнуть трос близ огона и просунуть часть троса в него так, чтобы образовалась новая петля нужного размера. Если же под рукой окажется прочный деревянный брус или труба, то можно обнести трос вокруг тумбы и просунуть брус между тросом и огоном так, чтобы при натяжении швартова брус накрепко «закусило». Таким же способом можно закрепить петлю и за кольцо рыма либо соединить два швартова огонами вместе. При этом не трудно быстро отдать швартов — достаточно выдернуть или выбить брус при потравливании каната.
Верхом «морской» бестактности считалось у нас набросить огон швартова поверх уже имеющихся на тумбе тросов. Ведь ошвартовавшееся ранее судно может и отойти раньше, а отдать швартов, «погребенный» под несколькими ого¬ами, становится далеко не просто. И для этого случая есть свой прием: нужно просунуть огон закладываемого швартова через уже имеющиеся петли на тумбе и только потом надеть его на тумбу. Теперь без особых помех можно будет отдать любой конец.
Оказывается, не лучшим решением будет набросить на тумбу, утку или кнехт слишком свободную петлю. Такая петля при постоянных перемещениях судна под действием ветра и волны трется о швартовное устройство, а если борт судна оказывается выше набережной, то огон может сорваться с тумбы. В таких случаях лучше сделать на петле шлаг, сложить ее пополам, превратив в петлю- удавку, или же сложить подобно тому, как вяжется выбленочный узел. Теперь нагрузка будет распределяться на большую поверхность троса и можно не опасаться, что он перетрется (такое иногда случается, правда, чаще с синтетическими тросами при неспокойной стоянке).
Есть свои способы крепления больших петель за кнехты или утки. Например, если петлю крепят за двойной крестовый кнехт, то огон сначала пропускают между стойками под перекладиной, затем набрасывают петлю в сторону ходового конца троса.
Наконец, к концу троса, снабженного огоном, просто и надежно можно закрепить ведро или якорь. Совсем не обязательно «пересучивать» весь конец через огон — достаточно пропустить через кольцо якоря петлю и просунуть затем в нее весь якорь или ведро.
Словом, петля на тросе оказывается часто самым быстрым и надежным способом закрепить швартов или какую-либо снасть, особенно если трос попадает в неумелые руки гостей владельца катера или яхты.
свернуть текст