Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Поговорим о фалах.

Дж.Слейтхолм
«Yachting monthly»
Перевод И. Русецкого
«Катера и яхты» №4(118) 1985 год с.56-57
О КРЕПЛЕНИИ ФАЛОВ И ШКОТОВ НА УТКАХ. Давным-давно, когда я был молод, розовощек и культивировал на верхней губе три волосинки, меня как-то угораздило закрепить на утке топсель-шкот из намокшего манильского троса «восьмеркой» с полуштыком. Некоторое время спустя разъяренный капитан, стоя на палубе по щиколотку в воде, объяснил мне, почему подобная практика не встречает одобрения, и добавил, что только безмозглый болван мог поступить таким образом. Дело в том, что под нагрузкой шкот натянулся, а поскольку трос был сделан из натурального волокна, то намок и разбух, в результате чего узел стал походить на горсть слипшихся, в кармане леденцов. Отдать шкот быстро, как того требовала ситуация, не удалось.
Старый запрет насчет использования полуштыка при креплении снастей на утках действует и поныне, хотя современные синтетические тросы не разбухают при намокании. Нередко бывают случаи, когда даже целесообразно закрепить заложенный за утку конец фала полуштыком. Многие современные металлические утки представляют ценность скорее эстетическую, нежели практическую, поскольку имеют меньшие размеры и площадь соприкосновения со снастью, чем деревянные. Это обстоятельство плюс упругость тросов, сделанных из синтетических волокон, в некоторой степени гарантируют безопасность использования полуштыка.
Многие старые традиции парусного флота приносят пользу до сих пор. Что же касается тросов и уток, то здесь важно лишь одно: надежно закрепленная снасть должна легко отдаваться.
При нагрузке на фал полуштык затягивается чрезвычайно туго (рис. 1). Даже если перед тем как накладывать «восьмерку» вы заложите два шлага вокруг основания утки, положения это не спасет. Если размеры утки и диаметр троса позволяют, ходовой конец лучше провести так, чтобы его прижало коренным к шлагам на утке (рис. 2), тогда полуштык не потребуется.
Чтобы не путаться в терминологии, будем считать, что мы закладываем снасть при помощи нескольких «восьмерок» и закрепляем ее, добавляя полуштык. Если трос имеет тенденцию потравливаться, прежде чем занять окончательное положение на утке, то слабина должна выбираться в первых шлагах на утке —до полуштыка.
Мы провели небольшой эксперимент: конец смазанного жиром троса заложили за утку, а коренной конец выбрали лебедкой через пружинный динамометр. (Кстати сказать, если вам когда-нибудь придется набивать заложенный за утку промасленный трос при помощи лебедки, то зрителей лучше не собирать) Трос, заложенный двумя шлагами и «полувосьмеркой» (рис. 3), начал проскальзывать при тяге лебедки всего в 2.3 кгс и дал большую слабину. При закладке шлага и одной «полувосьмерки» с проводкой ходового конца под коренным (рис. 4) трос начал проскальзывать при тяге уже в 22,7 кгс. а когда была добавлена «восьмерка» (рис. 5), показание динамометра увеличилось до 56.8 кгс. Если к этому добавить шлаг и полуштык (последний в данном случае не обязателен), то крепление снасти будет вполне надежным (рис. 6).
При креплении троса за утку важно как можно плотнее укладывать шлаги — в этом случае слабина получается минимальной, трос будет плотно прилегать к поверхности утки. Дополнительный полуштык нужен лишь в случае, когда диаметр троса слишком велик для данной утки или когда на ту же утку заведена вторая снасть.
ПОДВЕСКА РАЗОБРАННЫХ ФАЛОВ. Разобранный фал должен быть надежно подвешен. В противном случае трос может упасть за борт, намотаться на винт или запутаться при быстрой уборке паруса. Причиной этого может быть ветер, сильная качка, крен или хлопающий шкот. Тросы разных типов собираются в бухты по-разному, но принцип для всех один и тот же.
На рис. 7 показано, как не следует, разбирать фал. Он свернут кое- как, ходовой конец не закреплен, шлаги «восьмерки» готовы соскользнуть с утки. Правильное крепление бухты фала на утке показано на рис. 8. Ходовой конец шлага сходит с верхнего рога утки, пропускается сквозь бухту, перекручивается петлей, заводится между коренным концом фала и мачтой; затем петля надевается на верхний рог утки. Такой способ исключает падение бухты при ударе шкота и позволяет прижать ее к мачте.
Ящик у пяртнерса мачты (рис. 9) — тоже неплохое решение вопроса: фал можно не сворачивать в бухту, а аккуратно уложить в ящик. Это дает гарантию, что при быстрой уборке паруса фал не запутается Справа на мачте использован еще один надежный способ крепления бухты — заклинивание бухты между коренным концом фала и мачтой. Этот способ хорош только в том случае, если фал сделан из мягкого троса.
Следует учитывать свойства троса: тонкий можно сворачивать в бухту небольшого диаметра; чем толще и жестче трос, тем больше должен быть диаметр бухты. Иногда трехпрядный трос сопротивляется сворачиванию в бухту и чтобы избежать на нем калышек, трос приходится раскручивать в направлении его свивки. В противном случае получается уродливая бухта с витками разного диаметра, которая неизбежно запутается. Некоторые плетеные тросы имеют тенденцию сворачиваться не обычной бухтой, а «ьосьмеркой»; в этом случае их следует так и укладывать «восьмеркой» — фал в такой бухте не запутается.
Глядя на рис. 10. можно предположить, что паруса ставили два человека. Бухта А свернута плотно и правильно подвешена к мачте, фалы на утках В заложены как следует и закреплены полуштыками. Однако ходовые концы следовало бы навесить на утки, а не бросать на палубу. Бухта С свернута плохо, но повешена на кофель-нагель по всем правилам. Что же касается бухты D, то она и свернута и закреплена неряшливо.
Вероятно, надежнее всего крепить бухту при помощи клеванта. Таким способом можно подвесить большую бухту на любой высоте.

ИЗ МОРСКОГО СЛОВАРЯ:

Краткое объяснение встречающихся в статье основных терминов, относящихся к такелажному делу. Б у х т а — трос, аккуратно свернутый кольцами, восьмеркой или уложенный в цилиндрическую стопу.
Закладывать, заложить— закрепить конец спасти за утку либо за другое приспособление.
К а л ы ш к а — неровность, выпуклость, петля па тросе, появляющаяся в результате его скручивания против направления свивки прядей.
Клевант — небольшой деревянный заостренный к концам брусочек с круглой выточкой посредине, применяемый для шнуров сигнальных флагов. Клевант применяется также в ручных лагах.
Коренной конец — конец снасти, закрепленной за парус, рангоут и т. п.
Кофель-нагель — приспособление для крепления снастей(обычно — фалов) и их быстрой отдачи. Состоит из стойки или планки, в отверстия которой вставляют вертикальные стержни — нагели.
Манильский трос — выделываемый из волокна листьев травянистого растения абака — прядильного банана.
Н а б и в а т ь, набить — натягивать снасть втугую, не допуская ее слабины.
Полуштык — половина простого штыка, представляющая собой обнос ходового конца троса вокруг самого себя таким образом, чтобы натяжением снасти конец прижимало к тросу.
Топсель — легкий дополнительный парус, ставящийся над гафелем.
Трос — любая тонкая веревка или стальной канат на судне.
Разобрать — аккуратно уложить трос, освободив его от калышек и запутавшихся узлов.
У т к а — двурогая планка для крепления снастей.
Фал — снасть, служащая для подъема парусов или реев.
Ходовой конец — конец снасти, за который его выбирают.
Шкот — снасть, которую ввязывают в нижний задний угол косого паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом гик или парус.
Шлаг — оборот снасти вокруг чего-нибудь.
Штык простой — узел, состоящий из двух полуштыков. Наиболее распространенный при швартовке.
свернуть текст