Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Два слова о морской культуре.

Н.Астратов
«Катера и яхты» №4(116) 1985 год с.27
Морская культура — это часть общей культуры общества, связанная с мореплаванием.
Наша морская культура основывается на славных традициях русских н советских моряков, на священном патриотическом долге всего экипажа высоко держать честь и достоинство государственного и спортивного флагов; в это понятие входит и любовь к своему судну, бережное отношение к нему й к окружающей природе, уважение к коллегам — другим судам н экипажам.
Именно капитан является носителем и проводником морской культуры. «Каков капитан — таково судно!» — гласит морская поговорка, подчеркивающая или заслуги капитана как моряка — руководителя экипажа, или наличие недостатков по его вине.
По внешнему виду судна (яхты, катера, шлюпки) и его экипажа можно безошибочно судить об уровне морской культуры на этих судах. Опрятное спортивное судно, блистающее свежей краской и чистотой на палубе и в помещениях, с аккуратно уложенными парусами и пригнанным такелажем, — достойная визитная карточка своего клуба или своей страны за рубежом.
Подлинная морская культура неотъемлема от взаимоуважения, доброго товарищества и взаимовыручки. Проявляется она и в большом и в малом — например, в предложении буксирного конца штилеющему судну, готовности выслать матросов для приема бросательных концов и помощи при швартовке, стремлении уступить дорогу малоповоротливому судну (даже тогда, когда швертбот идет правым галсом по стесненной акватории), или оказать помощь припасами, водой, топливом и т. п.
Показатель морской культуры и то, насколько спокойно и четко выполняются самые обычные маневры (подход и швартовка, например), как ведет себя экипаж на берегу. Думается, можно не продолжать. Остается только сожалеть, что капитаны и экипажи с по-настоящему высокой морской культурой встречаются не так часто, как хотелось. Еще не редки случаи, когда «лихие» капитаны сопровождают свое появление ночью на стоянке громкими криками или ревом работающих на полных оборотах двигателей, проносятся на полном ходу мимо стоящих у стенки судов, обрывая швартовы и якорные концы. Такие, с позволения сказать, капитаны не имеют морального права командовать судном.
Остается добавить, что резкой границы между обсуждаемыми двумя понятиями морская практика и морская культура нет и не может быть. Морская культура включает в себя и высокий уровень судовождения, обеспечивающий безопасность плавания, основанный на принципах хорошей морской практики и неуклонном соблюдении всех регламентирующих плавание норм и документов.
свернуть текст