Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Прогноз и барограф.

«Катера и яхты» №2(108) 1966 год с.33-34
Экипаж каждой отправляющейся в плавание яхты должен иметь прибор для автоматической записи изменении атмосферного давления — барограф.
Распространенный анероидный 6арограф состоит из сильфона (комплекта гофрированных коробок, деформирующихся под действием атмосферного давления), передаточного механизма, барабана с часовым механизмом и корпуса (футляра). Запись производится пером на диаграммной ленте, укрепленной на барабане. В плавании показания лага и барографа регистрируются ежечасно, а в тех случаях, когда давление начинает интенсивно изменяться, более часто.
Нормальная величина атмосферного давления — 760 мм рт. ст., или 1013,25 миллибара (1,013 МПа).
Если давление понизилось, может произойти и улучшение погоды при ослаблении ветра, и ухудшение при его усилении. Барометрическую тенденцию определяет форма кривой барограммы. Если кривая обращена выпуклостью вниз (давление понижается медленно), следует ожидать ослабления ветра и улучшения погоды, если же выпуклостью вверх (давление понижается быстро) — сильного ветра и ухудшения погоды.
То же происходит и при повышении давления. Если кривая обращена выпуклостью вверх (давление повышается медленно), предполагается устойчивая безветренная солнечная погода, а если выпуклостью вниз (давление повышается ускоренно),— усиление ветра.
Медленное, непрерывное, продолжительное (до нескольких суток) повышение давления означает установление продолжительной антициклональной погоды: летом — жаркой, зимой — морозной.
Если давление повышается в течение нескольких часов, а затем стабилизируется, следует ожидать кратковременного улучшения погоды.
Если давление внезапно понизится на 3-4 мб и более в течение 3 ч, можно ожидать шторма, а если на ту же величину, но в течение 1-2 ч,— шквала, ливневых осадков, грозы.
После прохождения холодного фронта кривая барограммы обычно резко изгибается вверх, а температура резко повышается.
Волнистая горизонтальная линия барограммы свидетельствует о том, что установившаяся погода сохранится в течение 12 ч и более.
По барометрической тенденции — скорости повышения или понижения давления — можно предсказать силу ветра. Руководствуются следующими критериями: если давление понижается на 1 мб/ч, скорость ветра составит 5-8 м/с, если на 2 мб/ч—11- 13 м/с, если на 3 мб/ч—17-20 м/с.
В отдельных случаях при понижении давления на 3 мб/ч скорость ветра может превзойти 20 м/с. При штормах, особенно сильных, давление может понизиться до 15 мб/ч. Такая фантастическая барометрическая тенденция является показателем надвигающегося урагана со скоростью ветра 25 м/с и более и часто соответствует моменту прохождения яхты до или после «глаза циклона».
На рисунке изображена барограмма, записанная во время плавания яхты в Атлантическом океане в августе 1979 г., которую нам хотелось бы прокомментировать.
В пятницу вечером экипаж обратил внимание на понижение давления. Сначала барометрическая тенденция не превышала 1 мб/ч, но затем начала возрастать; к вечеру следующего дня она достигла 2 мб/ч, а скорость ветра—18 м/с. К ночи барометрическая тенденция увеличилась до 4 мб/ч, а скорость ветра—до 25 м/с. В воскресенье утром давление повысилось, а скорость ветра сперва уменьшилась до 20 м/с, но затем возросла до 30 м/с. Оказалось, что рядом проходил центр урагана (об этом свидетельствовало изменение направления ветра по часовой стрелке). Усиливаясь, ветер дул с юго-запада, с началом повышения давления изменил направление на западное, а затем за-шел к северо-западу.
Как следует из нашего примера, по барометрической тенденции нельзя судить, как долго будет понижаться давление, кроме того, она не всегда соответствует предполагаемой скорости ветра.
На примере этой же барограммы можно отметить еще одно характерное явление природы. Начальное повышение давления вслед за наименьшим его значением (в данном случае с утра до вечера воскресенья) вызывает самый сильный удар ветра. В таких случаях судно должно удерживать курс, близкий к направлению ветра.
Понижение давления, сопровождающееся (в северном полушарии) устойчивым ветром, который продолжает наращивать скорость, и несущимися в одном направлении облаками, может служить для мореплавателя признаком наступления шторма. Если эти признаки будут непродолжительными или будет иметь место только одни из них, следует предполагать, что понижение давления будет кратковременным. В этом случае яхтсмен не должен заботиться об изменении курса на порт-убежище.
В заключение отметим, что по барографу невозможно предсказать погоду с необходимым упреждением. Его показания всегда надо дополнять другими данными (признаками), например, состоянием облачности.
Известный капитан-парусник Дмитрий Афанасьевич Лухманов изложил то же самое в стихах:

«Коль давленье уменьшается,
За кривою наблюдай:
Если кверху выгибается,
Свежих ветров ожидай.

Если ж выпуклостью книзу
Направляется черта,
То погоды лишь капризы,
И не будет ни черта.

Ну, а вот, когда давленье
Начинает возрастать,
То обратное явленье
Можно часто наблюдать:

Вверх кривая выгибается —
К маловетрию: к штилям,
Вниз дугою обращается —
Большей частию к ветрам».
свернуть текст