Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Что такое блупер?

«Катера и яхты» №6(088) 1980 год с.50
В ряде статей о крейсерско - гоночных яхтах, опубликованных в сборнике в последние годы, упоминается о блупере. Хотелось бы узнать подробнее о характеристиках этого паруса и его применении.
С. Коваль, Одесса
Блупер — это парус, который несут одновременно со спинакером на полных курсах. Иногда его называют также бигбоем или шутером.
Впервые блупер появился на крейсерско-гоночных яхтах всего несколько лет назад. При его постановке не только добавляется до 40% площади парусности, но и существенно повышается устойчивость яхты на курсе при попутном ветре, особенно если он свежий и судно проявляет склонность к потере управляемости и резкому крену в сторону спинакера.
Поводом для изобретения блупера послужило правило обмера IOR, согласно которому во время гонки яхта не может нести одновременно два спинакера, но на нее разрешается поставить с под- ветра от спинакера носовой парус, имеющий площадь меньше, чем самый большой генуэзский стаксель. Блупер поэтому кроится не симметричной формы относительно средней линии, как спинакер, а подобно генуе, имеющей переднюю шкаторину.
Профиль паруса очень полный и рассчитывается таким образом, чтобы эффективно улавливать потоки воздуха, стекающие со спинакера, и использовать их для получения дополнительной тяги. Галс блупера крепится на том же обушке, что и галс генуи; для подъема используется второй спинакер-фал или запасной фал топового стакселя. Шкот проводится обычным способом, а вот фал, как правило, не добирается до места и служит таким же инструментом, как и шкот, для того чтобы держать парус постоянно наполненным ветром. Обычно нижняя шкаторина блупера располагается как раз над гребнями волн, выходящих из-под корпуса яхты.
Стабилизирующий эффект блупера основан на смещении общего центра парусности яхты вперед и вниз, а также на более равномерном распределении площади парусов относительно обоих бортов судна.
На фото И. Федорова: яхта «Вирго», идущая под блупером и спинакером.
свернуть текст