Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


О содержании яхт
ИЗ ЗАМЕТОК КАПИТАНА АРИСТОВА

А.А.Аристов
«Катера и яхты» №4(152) 1991 год с.73


Суда — существа нежные и чувствительные,
они любят, чтобы их ублажали.
Джозеф Конрад
«Опрятная внешность и чистота — неотъемлемые признаки всякой яхты, если она претендует на название спортивного судна». Так написал в своем «Руководстве для любителей парусного спорта» известный в России яхтсмен и яхтенный конструктор Г. В. Эш в 1895 году.
К этому следует добавить и слова одного из первых наших тренеров по парусному спорту Н. Ю. Людевига из его книги «Парусный спорт», изданной в 30-х годах: «Во время летнею сезона необходима непрестанная тщательная работа по содержанию судна. Только то судно будет долговечным, у которого не повреждены борта и палуба, а трюм сухой и чистый».
Людевиг считал «врагамн яхты» песок на палубе и затхлый запах в каюте. На стоянке ветер несет с берега на палубу пыль, сажу, мелкий песок. Поэтому первое, что должна сделать команда, придя на яхту,— сменить обувь и вымыть палубу с мылом, лакированные части протереть чистой ветошью и осушить трюм. Если этого не сделать, то вы будете втирать грязь в палубу и царапать, стирать песком лаковые покрытия. Кроме того, с грязной палубы после дождя по шпигатам потекут мутные грязные подтеки на борт и оставят на нем свой след.
На яхтах паруса редко хранят на рангоуте. Их перед уборкой сворачивают на палубе, поэтому содержать ее чистой просто необходимо. Некоторые яхтсмены считают эту несложную, но очень нужную работу второстепенной, а то и просто не нужной, забывая, что палуба всегда считалась и считается зеркалом корабли, любого судна, особенно — парусного.
Когда до войны я в числе других мальчишек был юнгой на двухмачтовой 18-метровой яхте «Революция», первое, что мы делали, придя на борт, это мыли палубу, хотя никто нас не заставлял. Мы получали удовольствие, бегая босиком по чистой палубе. Можно было растянуться на ней и загорать, не боясь запачкаться. К сожалению, в наши дни, как ни досадно, особенно неприглядно выглядят запущенные тиковые палубы на дорогих импортных яхтах. Но ведь даже наполненность спортивной навигации различными соревнованиями и погоня за результатами не должны отрицательно влиять на внешний вид яхт, которые всегда надлежит содержать по-морскому. Ну а что касается затхлого воздуха в каюте, то это. по меткому выражению Н. Ю. Людевига, первый признак нечистоплотности и неаккуратности капитана. Я бы добавил — и команды. А появляется он в результате хранения в каюте ватников, курток, другой одежды и обуви, особенно если они влажные и сваливаются в кучу ниже ватерлинии, где отпотевание и сырость больше. Все это лучше держать, если позволяют условия, не в яхте, а в рундуке на берегу, просушивая при первой возможности.
Парусный спорт — это особое увлечение, любовь и возможность совершенствоваться. Но увлечение, удовольствие и удовлетворение успехами не исключают, а подразумевают бережный уход за судном.
Долговечность яхты во многом зависит и от того, как она убрана на зиму. Имеется в виду чистка, мойка и просушка всех «грязевых карманов»: трюмов, тесных носовых и кормовых помещений, «щелей» под кокпитом, под двигателем, под камбузом. «Работа эта противная, грязная и неудобная, но она даст лишние годы жизни судну, так же как чистка зубов человеку»,— напоминает Людевиг. Запомним это толковое сравнение.
свернуть текст