Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Гроза на воде.

В.К.
«Катера и яхты» №6(112) 1984 год с.4647
Гроза — сложное атмосферное явление, которое происходит в результате ряда процессов. Она всегда связана с кучево-дождевыми облаками. Во время их образования возникают интенсивные восходящие токи воздуха, которые, встречая на своем пути капли влаги, разбрызгивают их и частично увлекают за собой. При разбрызгивании капель происходит их электризация. Этот процесс происходит также и при дроблении ледяных кристалликов в верхних слоях облаков. В результате этих процессов облако превращается в гигантский конденсатор. И когда разность потенциалов достигает критического предела, появляется гигантская электрическая искра — молния. Сила электрического тока при разрядах молний может достигать 200 000 ампер.
Молнии могут возникнуть не только между облаками, но и между облаками и землей, облаками и поверхностью моря.
Разряд молнии сопровождается возникновением «взрывной» воздушной волны, которая появляется вследствие очень сильного и внезапного нагревания разрядного воздушного канала и выражается мощными грозовыми раскатами грома. Гроза обычно сопровождается выпадением ливневых дождей.
При прохождении грозового облака над судном, которое, естественно, имеет заряд одинаковый с поверхностью моря, но выступает над ней на 10—20 м, «пробой воздушного диэлектрика» может произойти между облаком и судном. Такой удар молнии в судно наиболее вероятен при ливне, когда паруса и рангоут мокрые. При мощных электрических разрядах портятся магнитные приборы, а судовые магнитные компасы могут даже перемагнититься.
Частые электрические разряды во время грозы создают сильные радиопомехи, затрудняющие радиосвязь и радиопеленгование.
Удары молнии могут вызвать на яхтах аварии, которые почти всегда связаны с ранениями и ожогами членов экипажа (в некоторых случаях — со смертельным исходом).
Разрушения и повреждения на борту зависят от материала, из которого изготовлено судно. Надежнее всего защищена та команда, которая находится в металлическом корпусе, так как его обшивка является хорошим проводником электричества и заряд просто уходит в воду. По-другому это происходит на изготовленной из дерева яхте. Молния выискивает путь по проводящим металлическим частям рангоута до выравнивания потенциала с водой. При этом электрический заряд пробивает и обугливает деревянные планки и даже брусья, так что корпус может потерять герметичность.
Еще опаснее удар молнии на яхте, изготовленной из стеклопластика, так как при его возгорании в каюте скапливаются удушливые газы. Часто разряд происходит в воду через ванты и путенсы, а затем через дерево корпуса. При этом возможно возгорание обшивки в районе крепления путенсов. На металлических мачтах молния выбирает путь наименьшего электрического сопротивления — через большое поперечное сечение мачты. Под палубой молния часто разветвляется по электрическим проводам бортовой сети.
Выравнивание напряжения в этих случаях происходит через двигатель и вал. При этом могут быть полностью разрушены генератор и стартер. Подобное явление имеет место только в том случае, если на двигателе установлен подзарядный генератор, замкнутый на сеть освещения.
Молния также может попасть в воду через датчик эхолота или лага. Не дает защитных гарантии даже групповой выключатель, заряд легко «проскакивает» его. Приборы при этом почти всегда разрушаются. В неблагоприятных случаях корпуса датчиков выплавляются из корпуса судна, из-за чего возникает опасность затопления.
Яхтсмены, сидящие во время грозы вблизи вант или соприкасающиеся с ними, подвергают себя смертельной опасности. То же относится к яхтсменам, которые пытаются выбрать якорную цепь во время грозы. Они играют со смертью. Основное правило гласит —никаких операций с якорем в грозу. И если этот маневр крайне необходим, выбирать якорную цепь (канат) надо в обуви на толстой резиновой подметке.
Статистика свидетельствует, что и виндсерфисты при грозе на воде находятся в большой опасности, так как мокрый парус и мокрый спортсмен практически ничем не изолированы от поверхности воды. Поэтому при грозе рекомендуется прекращать соревнования и хождения на парусной доске.

КАК ЛУЧШЕ ЗАЩИТИТЬ СУДНО ОТ МОЛНИИ?

Катер, не имеющий высокой мачты, в некоторой степени могут защитить хлыст антенны или стойка топового огня, играющие роль громоотвода (заземления). Вокруг них при ударе молнии образуется как бы защитный шатер с углом при вершине около 60°. Между антенной и приемником ставится грозовой переключатель или разрядник. Чем выше заземленная мачта, тем больше диаметр основания шатра, тем большую площадь он прикрывает.
Надежное заземление стойки топового огня или такелажа мачты катера можно обеспечить, соединив их медным кабелем или медной шиной с гребным валом или баллером руля.
Обеспечить грозозащиту деревянного или пластмассового корпуса можно, если основание форштага и вантпутенсы соединить медным проводом достаточного сечения с болтом, крепящим металлический фальшкиль.
Для этой цели рекомендуется использовать изолированный медный кабель сечением 25—35 мм2 или медную шину. Оковку форштевня, якорную лебедку и конец якорной цепи также надо «заземлить» — соединить с этим проводом при помощи отводов. Таким же боковым отводом заземляется туалет, отрицательный полюс аккумулятора, металлические цистерны для воды и топлива.
Путенсы штагов и вант, баллер руля, гребной вал рекомендуется надежно соединить с килевыми болтами.
Металлический корпус достаточно соединить с основанием форштага медным кабелем сечением 35 мм2.
На судне, где заземления никакого нет, в грозу при угрожающей обстановке можно заземлить вант-путенсы или ахтерштаг оголенным проводом, опущенным за борт с металлическим противовесом, например, тяжелым ключом.
свернуть текст