Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Есть ли средства от морской болезни?.

Ю.А.Пантелеев
«Катера и яхты» №3(037) 1972 год с.83-84, 89
Обычно считают, что если человека не тошнит, значит он не укачался. Эго опасное заблуждение. Медицинская статистика свидетельствует, что только 3% людей почти не воспринимают качку. Все же остальные, к сожалению, укачиваются, но вот проявляется это, действительно, по-разному. И хороший капитан должен знать, на что при этом способны его люди.
В принципе, при качке происходит раздражение вестибулярного аппарата и нервных окончаний брюшной полости. От того, какому из этих двух видов раздражении человек более подвержен, и зависит форма проявления морской болезни. Резко нарушается координация движений, ослабляется реакция, ухудшается зрение (у некоторых даже временно появляется дальтонизм); у одних усиливается аппетит, у других — у большинства, наоборот, пропадает, наступают признаки рвоты и головокружение.
Медики утверждают, что не укачиваются вовсе люди, страдающие глухотой; что сравнительно слабо реагируют на качку дети до 6—8 лет и старики, а женщины переносят ее хуже, чем мужчины. Эти сведения имеют практический интерес, но, разумеется, вовсе не означают, что экипажи наших яхт ладо укомплектовывать детворой и стариками. Очевидно, выход надо искать в применении каких-то средств, которые делали бы людей менее подверженными действию качки, сохраняющими работоспособность. Для яхтсменов-крейсерщиков эти проблема особенно важна еще и потому, что яхта испытывает в основном килевую качку (от раскачивания с борта на борт ее удерживает давление ветра на паруса), а килевая качка воздействует на человека значительно сильнее, чем бортовая.
Вопросами борьбы с морской болезнью начали заниматься давно. Ведь в эпоху парусного флота выход из строя сразу большого числа матросов так же резко снижал боеспособность корабля, как и в наши дни. Большую научную работу в этой области провел, например, русский ученый П. Н. Пыпин в конце прошлого века. Занимаются этим и сейчас. Так, советский ученый К. Л. Хилов доказал, что главная причина укачивания заключается в нарушении тормозных процессов в коре головного мозга. Он описал ряд случаев, когда признаки морской болезни появлялись у людей, едва вступивших на палубу теплохода, спокойно стоящего у пристани. Много было споров по поводу объяснения этих случаев.
Как бы там ни было, психологический фактор имеет важное значение. Помню такой эпизод. Возвращался я из Батуми в Севастополь. В двадцатых годах по Черному морю еще ходили—«дослуживали» свой век — небольшие пассажирские пароходики. Таковым был и «Пестель», на который я попал. Давал он против волны и ветра не более 5 узлов, а болтало его во все стороны нещадно. Я знаком был со стариком-капитаном, и потому весь день проводил с ним на мостике, слушая рассказы из морской старины. И вот, когда он не то второй, не то третий раз рассказывал об одном и том же, появился на мостике матрос и доложил, что дама в каюте люкс стонет и кричит на весь пароход, требует, чтобы капитан немедленно дал ей какое-нибудь средство от морской болезни, иначе она даст мужу телеграмму и умрет.
Вздохнул старый капитан, крепко выругался, но вызвал на мостик старпома и пошел вниз— к больной. Мне показалось тогда, что вернулся он как-то уж очень быстро, со злостью буркнув: «Вылечил, кажется». Я. конечно, поинтересовался, чем же это можно лечить от качки? Капитан долго молчал, словно размышляя, а потом коротко объяснил: «Взял рюмку, налил воды, капнул клюквенного экстракта, а главное — шепнул, что это дорогое заграничное средство»... Я не очень понял, шутит он со мною или нет. В Севастополе рассказал об этом старому, много плававшему доктору Никитину, но тот не удивился. «Голубчик мой,—сказал он.—Это чистейшая психотерапия, нет здесь ни жульничества, ни фокуса».
Очень важно, чтобы при качке человек был чем-то занят. Многовековым опытом установлено: если матрос укачался, его надо держать на палубе и обязательно занять при этом посильным физическим трудом, — например, откачкой из трюма воды или чисткой картошки (неважно чем!). Я неоднократно сажал начинавшего укачиваться матроса на руль яхты-—сам, конечно, сидел рядом, и средство это всегда действовало отлично. Человек просто забывал о качке.
Интересный совет давал капитан Андерсон, всю жизнь плававший на парусниках (при советской власти он командовал четырехмачтовым барком «Лауристон»). Так вот, капитан рекомендовал нам, тогда — молодежи, на сильной качке делать глубокие продолжительные вдохи, когда корабль опускается с волны, и выдохи, когда поднимается. При этом он всегда добавлял, что одним дыханием сыт не будешь, поэтому хорошо погрызть сухарики из черного хлеба, как следует смоченные коньяком. Спустя несколько лет мы на «Воровском» попали в хороший шторм в Индийском океане. Должен сознаться, советы старого капитана очень пригодились.
Кстати говоря, в 1969 г. наш сборник (№ 17) напечатал по существу аналогичную рекомендацию из американского яхтенного журнала: при первых признаках морской болезни лечь на живот и регулировать дыхание по ритму качки — вдох, когда яхта «проваливается», выдох, когда идет вверх...
У нас и за границей широко развито медикаментозное лечение морской болезни. Много создано различных лекарственных средств. В частности, рекомендуются аэрон и обычный валидол. Не будем отрицать их полезности, но ведь все это — средства «аварийного», разового действия, предназначенные главным образом пассажирам. Человек проглотит пилюльку, дотянет «благополучно» до ближайшей пристани и, может быть, в жизни больше ни разу не станет ногою на палубу корабля или яхты. Ясно, что для яхтсменов и, тем более, моряков-профессионалов валидол — не выход.
И на западе, и у нас уже давно пришли к выводу, что лучшей профилактикой морской болезни для моряков является активная и систематическая физическая тренировка организма путем проведения ежедневных специальных упражнений. Комплекс таких упражнений был, например, разработан в 1954 г. А. Й. Яроцким в Краснознаменном военном институте физкультуры им. В. И. Ленина. Система этих упражнений была проверена капитаном Л. С. Плаксенко с группой офицеров на маленьких кораблях в штормовых условиях севера. Результаты оказались весьма положительными.
На нашем парусном флоте каждый хороший капитан в любом дальнем плавании организует проведение утренней зарядки команды, сколь ни мала сама яхта. Но, к сожалению, эти зарядки чаще всего носят характер обычных разминок (вообще-то, конечно, полезных!). Однако этого мало. Нам, яхтсменам, следует внедрять, начиная с детских спортивных школ, специальные упражнения, направленные на развитие в организме своеобразного иммунитета против морской болезни. Делать это можно и нужно не только во время похода на яхте, но и ежедневно на берегу, не прекращая занятий зимою.

Упражнения эти несложны:
I Ноги на ширине плеч, глаза закрыты. Поворот головы направо и налево (насколько возможно) при темпе 1—2 движения головой в секунду; продолжительность упражнения 1 минута.
II. Все то же, только голова наклоняется вправо и влево.
III. Все то же, только голова наклоняется вперед и назад.
IV. Исходное положение то же, но производится вращение головой (с максимальной амплитудой) попеременно 30 сек. — в одном направлении и 30 сек в обратном. Темп выполнения 40—80 движений головой в минуту при продолжительности упражнения 2 минуты
При выполнении быстрых движений головою через каждые 25 сек надо делать 5-секундную паузу и производить глубокие вдох и выдох. В целом вся зарядка займет не более 6—7 минут.
Конечно, ни в коем случае не исключаются обычная зарядка и занятия физкультурой на берегу.
Следует использовать и такое важное средство закаливания организма, как недлительное утреннее купанье.
Это оказывает сильнейшее тонизирующее и стимулирующее воздействие на организм, усиливает все процессы обмена веществ, повышает аппетит, резко улучшает усвояемость пищи, укрепляет нервную систему. Французские ученые считают, что морская пода полезна уже тем, что содержит 92 химических элемента, нужную часть которых наш организм впитывает в себя. Полезно не только купаться в морской воле, но и просто ощущать морской ветер: он «бомбардирует» нашу кожу и дыхательные пути полезными ионами самого различного рода. Морской воздух содержит иода в 12 раз больше, чем воздух над городом, а озона — в 3 раза больше, чем над сушей вдали от моря.
Все это вырабатывает у моряков надежный иммунитет против неприятной и морально угнетающей морской болезни.
Итак, и эта болезнь может быть побеждена, если к решению вопроса подходить последовательно, настойчиво, не отрицая при этом ни векового опыта, ни последних научных достижении.
свернуть текст