Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Западня.

Г. В. Забрусков
«Катера и яхты» №5(081) 1979 год с.33-35
Яхта типа Л6 «Ника» 2 августа 1976 г. шла Финским заливом, направляясь в Ленинград. Пройден Таллинский залив, остался позади маяк Кери...
Легкий ветерок, казалось, не предвещал каких-либо изменений погоды, которая над Балтикой в это время, действительно, определялась малоградиентным барическим полем; предполагаемые же изменения погоды связывались с выходом циклона с Норвежского моря. Но, как это часто случается на Балтике в июле — августе, т. е. в самые теплые месяцы, получил развитие слабо выраженный циклон с центром над северо-востоком Белорусской ССР. Его малые размеры (в поперечнике около 200 миль), большая скорость перемещения и интенсивное развитие привели к резкому усилению ветра лад Финским заливом до степени, которая характеризуется как «сильный шторм».
Такого развития событий на яхте никто не ожидал. Прокладка курса велась, но определению точного местоположения яхты внимания уделялось мало. Записи в судовом журнале велись недостаточно тщательно; даже отмеченные экипажем изменения погоды не были занесены в журнал и не могли послужить основой при анализе динамики погодных условий в дальнейшем, когда необходимо было определить главное: как будет изменяться ветер с течением времени.
К сожалению, была упущена и реальная возможность ознакомиться с прогнозом погоды на ближайшее время: не прослушивались прогнозы погоды по радиоприемнику, которые передаются два раза в сутки из Таллина (в 7— 7.30 и 15—15.30) на частотах 461 и 6485 кГц. А ведь в тот день после выяснения штормового характера циклона, т. е. после 15 часов, в начале каждого часа стали, кроме того, передавать штормовое предупреждение!
Рассмотрим подробнее последовательность изменения погоды и действия экипажа яхты.
В 12.00 над всей акваторией залива наблюдался легкий (2—4 м/с) ветерок северо-восточного направления. Слоистая облачность над восточной частью залива закрывала все небо, небольшие разрывы в облаках были лишь над западной его частью. На синоптических картах уже был заметен формирующийся циклон, который стал перемещаться к северу.
К 15 часам циклон уже вполне сформировался, явно стали заметны теплый и холодный фронты. Ветер над западной частью залива повернул против часовой стрелки на 15—20° к северу и немного усилился (до 5— 7 м/с); видимость ухудшилась, облака над западной частью залива закрыли все небо. Заступивший на вахту в 14.00 помощник капитана яхты заметил все эти изменения в погоде.
К 18 часам циклон переместился на север приблизительно на 100 миль. Его скорость была около 60 км/ч. Видимость стала еще хуже, пошел дождь. Ветер оставался прежним. «Ника» продолжала идти своим курсом, но так как из-за плохой видимости берега скрылись, а прокладка велась далеко не лучшим образом, скоро возник вопрос: «где мы находимся?»
После 18.00 ветер стал усиливаться и над западной частью залива постепенно отходить к северу.
Около 20 часов на яхте, решив, что они находятся слишком близко к северному берегу залива, увалились до полного курса и пошли прямо на юг. С 5-балльным ветром «Ника» через 40 минут дошла до какого-то острова. По характеристике маяка, находящегося на острове, определили, что это о. Мохни. Капитан принял решение стать на якорь с юго-западной стороны острова, чтобы тем самым укрыться от северного ветра ( о. Мохни вытянут с ЮВ на СЗ). Казалось бы, решение правильное. Ветер северный, усиливается, наступает ночь, нужно отстояться. Но на самом деле это решение было бесперспективным.
Имевшийся на яхте барограф уверенно выписывал идущую вниз линию. В течение дня было отмечено изменение направления ветра против часовой стрелки; наблюдалось и постепенное усиление ветра. Только по этим имевшимся данным можно и нужно было уверенно сказать, что движется циклон, что направление его перемещения северное или северо-восточное, но, во всяком случае, — не восточное. Это значило бы, что ветер изменялся по направлению от ЮВ к В. Став лицом к ветру, можно было также определить, что центр циклона находится справа, т. е. восточнее яхты.
Таким образом, в создавшейся ситуации совершенно определенно можно было, сказать, что яхта находится в холодном секторе циклона, и предположить, что в ближайшие часы ветер обязательно сменит направление на северо-западное или — худший вариаит — повернет до западного. Яхта окажется в тыловой части циклона. Следовательно, будет дальнейшее усиление ветра, а так как сила ветра уже и так достигла 5 баллов, это значит, что разыгрывается шторм.
Видимо, такого анализа сделано не было. Яхта стала на якорь, экипаж занялся приготовлением ужина. Наблюдение за изменением ветра организовано не было, а между тем к 21 часу центр циклона находился уже над южным берегом залива и перемещался дальше на север. Ветер в районе о. Мохни усилился до штормового и к 24 часам стал поворачивать к западу и еще больше крепчать.
Когда экипаж спохватился, было уже поздно. Яхта стояла на якоре у приглубого берега в таком месте, что совершить маневр под парусами не было возможности: справа находилась отмель, впереди, совсем близко — камни. Правда, в какой-то момент, когда ветер дул с ССЗ, т. е. почти вдоль острова, небольшая возможность отойти под парусами появилась, но для этого необходимо было срочно обрубить якорный канат и под стакселем, развернувшись, уходить вдоль отмели. Однако беда была в том, что канатом служила якорная цепь (длиной 60 м), и быстро оставить якорь на дне команда яхты не смогла.
Усилившееся волнение, которое в районе стоянки яхты было еще больше, чем в заливе, так как волна приходила с глубокого места на мелкое и, следовательно, ее высота росла, сводило на нет все попытки отойти под двигателем: он не выгребал против волны и ветра.
Таким образом, в результате недостаточно обоснованного выбора места якорной стоянки «Ника» оказалась в западне. Ветер, имевший к этому времени скорость более 20 м/с, зашел на СЗ и выкинул яхту на камни. Спасло ее от полного разрушения только то, что она оказалась прижатой к огромному валуну.
Экипаж яхты около 24 часов 2 августа в кромешной темноте и реве шторма, проявив выдержку и самообладание, сумел по мачте перебраться на берег и укрыться на маяке.
К 3 часам 3 августа ветер в районе о. Мохни еще больше повернул на запад и набрал скорость не менее 23—24 м/с. Центр циклона находился уже над северным берегом Финского залива, а сам циклон стал вытягиваться в меридиональном направлении. В центре залива (в районе о. Гогланд и о. Мощный) ветер при этом был умеренным — силой 3—4 балла.
При дальнейшем перемещении циклона его тыловая часть к 6 часам утра оказалась над северной половиной залива. Ветер здесь усилился до 6 баллов и стал дуть с запада. К 9 часам циклон ушел на север, ветер в северной части залива был западный, умеренной силы (3—4 балла), а над южной частью — юго-западный (1— 2 балла).
Таким образом, сильный ветер над заливом дул в течение 10—11 часов, причем не над всей акваторией залива одновременно, а в разных районах по мере перемещения циклона с юга на север.
В это же время (2—3 августа) в Финском заливе находилось немало яхт. Возвращались яхты с Мухувяйнской регаты, из Польши, все они в той или иной мере оказались застигнутыми штормом, однако аварийных ситуаций не было.
Вспоминается также случаи с яхтой «Чайка» (капитан А. Коновалов), которая, так же как и «Ника», стала на якорь, но у западной стороны о. Гогланд, когда еще дул ветер восточного направления. У этого же берега острова отстаивались и большие суда. Центр циклона шел через Гогланд, поэтому ветер около 2 часов ночи резко поменял направление с восточного на западное и стал усиливаться. Благодаря огромному опыту капитана и быстроте действий команды «Чайка», оставив якорь на дне, под одннм стакселем сумела выйти из-под берега, перешла на восточную сторону острова и там переждала шторм. Но, как видно, и опытный капитан «Чайки», становясь на якорь у западного берега острова, не предвидел смены ветра.

Из рассмотренного случая с яхтой «Ника» можно сделать следующие выводы:
1. В море необходимо постоянно и внимательно следить за изменением погоды. Следует систематически заносить в судовой журнал отмеченные изменения направления и силы ветра, а также изменения барометрического давления, если, на яхте имеется только барометр.
2. Принимая решение о том или ином курсе яхты либо выбирая место якорной стоянки, необходимо не только тщательно анализировать состояние погоды, но и уметь предсказывать изменение ветра на ближайшие часы.
3. Надо регулярно прослушивать по радиоприемнику сводки погоды и штормовые предупреждения.
4. Как показывает практика, командиры яхт, к сожалению, плохо представляют закономерности изменения погоды. Наверное, есть необходимость проводить в яхт- клубах семинары по изучению гидрометеорологической обстановки в Балтийском бассейне.
свернуть текст