Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Два совета капитану.

Г.М.Мариупольский
«Катера и яхты» №1(029) 1971 год с.79

Лавировка по времени.

Лавировка на яхте в узком проливе связала с частыми поворотами и необходимостью определения места точек поворота. При длине такого пролива как Муху-Вяйн (50 миль) это — утомительный труд для команды и для капитана. Местами фарватер бывает настолько узким, что за короткий галс не удается успеть взять пеленги и нанести их на карту. В таких случаях советую применить простой способ «лавировки по времени».
По карте определяется самое короткое расстояние от оси фарватера до линии (изобаты) пятиметровой глубины. Зная скорость яхты, нетрудно вычислить время заведомо безопасного хода на одном галсе. При пересечении оси фарватера рулевой пускает секундомер и ведет судно на курсе установленное безопасное время, по истечении которого выполняет поворот. Пересекая ось фарватера на другом галсе, рулевой снова пускает секундомер и ведет судно в течение безопасного времени по другую сторону фарватера. Время галса для правой и левой сторон фарватера зависит от глубин и, естественно, может быть различно.
Пользуясь описанным способом лавировки, надо учитывать одно обстоятельство. Рулевой должен вн¬мательно следить за изменением силы ветра и, следовательно, за изменением скорости хода яхты. Если скорость увеличилась, надо соответственно уменьшить время галса, сверившись с картой, которая всегда должна быть под рукой. Важно не пересекать пятиметровую изобату (положение которой на карте тоже, кстати говоря, иногда нанесено не с абсолютной точностью). Лучше иметь гарантийный запас «чистой воды», чем потенциальную возможность выскочить на отмель. Точность же замеров глубин менее 5 .м такова, что лучше показанным цифрам не доверять.

Определение расстояния до берега по известной высоте.

Определение расстояний до берега или видимых предметов в море — постоянная забота капитана. В зависимости от обстановки и возможностей пользуются различными способами, например, с применением секстана и таблиц, но чаще всего прикидывают расстояние «на глаз».
Существует, однако, проверенный практикой способ определения расстояния с помощью обычной школьной линейки, который по точности мало уступает приборным. Он заключается в следующем. В лоции или в книге «Огни и знаки» обычно указывается высота приметных предметов— знаков, маяков, башен. Зная высоту такого предмета, видимого с яхты, нетрудно определить и расстояние до него.
В основе предлагаемого способа — всем известная теорема о пропорциональности сторон подобных треугольников. Если нам известны
истинная высота предмета Hпр (м),
длина вытянутой руки L (см)
и видимая высота предмета hв (см), снимаемая по шкале линейки в вытянутой руке,
то расстояние от судна до предмета будет
L = Hпр * ( L / hв ) м.
Допустим, маяк имеет высоту над уровнем моря 60 м, расстояние между линейкой и вашим глазом (длина вытянутой руки)—66 см, видимая высота маяка по линейке — 2 см. Нетрудно подсчитать, что расстояние до маяка будет равно 60 . 66: 2 = = 1980 метров.
свернуть текст