Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Спинакер для крейсерской яхты.

Д. Антонов
«Катера и яхты» №4(110) 1984 год с.32-34
При умелом управлении обычный спинакер дает ощутимый прирост скорости на курсах яхты относительно ветра от 50 до 180°. Поэтому его охотно используют в гонках при любых погодных условиях, вплоть до 6-балльного ветра, даже при малочисленном экипаже.
Однако в обычных спортивных плаваниях спинакер ставят редко. Во- первых, на судне сразу же заметно увеличивается число снастей за счет браса, шкота, контрбраса, топенанта, оттяжки спинакер-гика. Во-вторых, спинакер требует постоянного внимания, как правило, 2—3 человек. Стоит проглядеть небольшой заход ветра, как огромный парус может «погаснуть», закрутиться вокруг штага или порваться. Поэтому не случайно в последние годы в парусном «гардеробе» многих крейсерских яхт появился новый парус, с успехом заменяющий в дальних плаваниях спинакер и избавляющий экипаж от дополнительных забот.
Зарубежные фирмы выпускают такие паруса под различными названиями— спанкер, флэшер, генникер, бустер, крюйзинг шют и т. п. Это полно скроенный несимметричный парус из легкой ткани (обычно нейлона весом 60 г/м1), по размерам средний между обычным спинакером и большим генуэзским стакселем. Он ставится на спинакер-фале и но пристегивается ракс-карабинами к штагу. Галс пропускается через блок, закрепленный за оковку на форштевне, и проводится в кокпит. Спанкер (будем этот парус так называть) обычно снабжается одним шкотом, который проводится в кормовую часть яхты — на транец (если он достаточно широк) или ближе к самому широкому месту палубы.
Хотя спанкер появился в конце 70-х годов, идея использования «несимметричного» спинакера не нова. Еще в прошлом веке на гафельных тендерах, снабженных бушпритом, на полных курсах поднимались «летучие» паруса, называемые балунами. Галсовый угол балуна закладывали за ракс-бугель, скользящий по бушприту, фаловый — за фал, блок которого располагается впереди всех штагов. Валуны ставили, переместив при помощи талей ракс-бугель к ноку бушприта; он заполнял весь передний треугольник от топа стеньги до нока бушприта.
Спанкер раскраивается с более длинной передней шкаториной, чем задней, с высоко поднятым шкотовым углом. У передней шкаторины парусу придается значительная выпуклость; «серпы» у задней и нижних шкаторин относительно меньше.
Поскольку спанкер не предназначен для гонок, его размеры не регламентируются правилами. Длина по передней шкаторине принимается равной длине топштага, максимальная ширина — равной примерно 170% основания переднего парусного треугольника (J — расстояния от штаг-путенса до передней кромки мачты). Площадь спанкера определяется приблизительно как 0,75 произведения длины передней шкаторины на максимальную ширину паруса. Она примерно на 70% больше, чем площадь самой большой генуи и на 30 % меньше, чем площадь спинакера.
Спанкер предназначен в основном для полных курсов (при курсе яхты относительно направления истинного ветpa 60—180° ), поэтому в поперечном сечении ему придается профиль с максимальным «пузом» у передней шкаторины и с относительно плоской задней частью. Как и спинакер, спанкер поддерживается «на весу» потоками воздуха, поэтому его верхняя часть должна иметь сферическую форму, хотя и не такую полную, как у спинакера. В последние годы спанкеры сшивают из полотнищ с лекаль-ными кромками, расположенных веерообразно в верхней части паруса, параллельных в средней и вертикальных в нижней трети. Реже верхнюю часть раскраивают по принципу радиального спинакера — с полотнищами, расходящимися а виде лучей из фалового угла.
Спанкер обычно ставится с подветренной стороны, без спинакер- гика, на курсах от полного бейдевинда до фордевинда при легком и среднем ветре и от полного бакштага до фордевинда при ветре до 4 баллов (5,5—8 м/с). При ветре 2—4 балла парус хорошо стоит с наветренной стороны грота (на бабочку). В слабый ветер можно поставить легкий гик, причем для эффективной работы паруса его длина должна быть больше, чем у обычного спинакер- гика, которая ограничивается правилами обмера величиной 1,0 J. Спанкер лучше всего распирать футштоком или специальным гиком длиной не менее 1,5 J.
В большинстве случаев спанкером управляют, регулируя натяжение только трех снастей — шкота, галса и фала. На полном бакштаге фал и галс потравливают больше, чтобы по возможности удалить спанкер от грота, отпустить его вперед. При этом фаловый угол удаляется от топа мачты на несколько дециметров, а нижняя шкаторина располагается достаточно высоко над водой, не затрудняя обзор рулевому. Шкот следует потравливать так, чтобы парус не заполаскивал. Чрезмерно выбранный шкот снижает тягу паруса, а на полном бейдевинде и галфвинде приводит к увеличению крена и дрейфа, так как аэродинамическая сила на парусе оказывается направленной вбок. Оптимальным курсом для несения спанкера является крутой бакштаг. При нем фал и галс выбираются сильнее, а передняя шкаторина хотя и прогибается сильно под ветер, но приближается к штагу. Задняя шкаторина должна быть «открыта» для свободного стока воздуха без создания помех для работы грота. На этом курсе спанкер обычно не доставляет особых забот экипажу; более того, парус стабилизирует яхту на курсе при большой волне.
На полном бейдевинде (курсовой угол ветра 50—60 ) спанкер работает подобно полно скроенной генуе. При слишком узкой корме шкот рекомендуется снабдить оттяжкой, прижимающей его вниз в самом широком месте палубы. В противном случае «пузо» паруса сместится к задней шкаторине, полезная тяга паруса уменьшится, а сила дрейфа возрастет (см. книгу «Школа яхтенного капитана». М., «Физкультура и спорт», 1983, стр. 51). Кроме того, стекающий с задней кромки спанкера воздух будет «отдувать» грот, исказит его профиль. Оттяжка шкота делает парус у задней шкаторины более плоским, открывает ее для свободного выхода воздуха в корму.
Фал и галс на этом курсе выбирают достаточно туго с тем, чтобы уменьшить по возможности прогиб передней шкаторины под ветер. Попытки идти под спанкером еще круче к ветру, как правило, оказываются безуспешными. Судно сильно дрейфует и «лежит» на руле — требуется постоянно держать румпель на приведение яхты к ветру. Правда, в слабый ветер, набрав ход, удается сделать поворот оверштаг под спанкером, поэтому иногда его снабжают не одним, а двумя шкотами, как обычную геную.
Поворот фордевинд со спанкером не представляет труда, как это бывает при управлении большим спинакером. Если парус стоит с наветренной стороны на спинакер-гике, то травят шкот до того момента, пока гик не придет в диаметральную плоскость. Затем освобождают гик от паруса, одновременно закладывая заранее подготовленный и обнесенный вокруг всех снастей шкот с другого борта и, потравив работавший ранее шкот спанкера до флюгерного положения, когда шкотовый угол уходит под ветер далеко вперед форштевня яхты, перекосят грота-гик на новый галс. Остается выбрать сланкер-шкот на место и поставить, если нужно, спинакер-гик.
К слову сказать, спанкер оказывается более безопасным парусом, чем спинакер, его легче убрать при внезапно налетевшем шквале. Достаточно отдать галс и шкот — и парус превращается в гигантский флаг, развевающийся по ветру. Потравив фал и приведя яхту к ветру, спанкер можно выбрать на палубу из воды.
В заключение познакомимся с двумя способами укладки спанкера (они применяются и для спинакеров), облегчающими постановку и спуск паруса силами одной вахты. Один из этих способов не требует специальных приспособлений, кроме отслужившего срок полиэтиленового ведра с отрезанным дном. Диаметр ведра должен быть таким, чтобы собранный в пучок парус проходил сквозь ведро самым широким местом. Снаружи на ведро надевают кольца из резины (резина не должна быть прочной). Сложив спанкер передней и задней шкаторинами вместе, просовывают в ведро фаловый угол паруса и закрепляют его на носовом релинге. Затем, продвигаясь с ведром в корму, через определенные интервалы с него переносят на скрутку паруса резиновые кольца, которые должны удерживать спанкер в свернутом положении, вплоть до его подъема на мачту. В нижней широкой части паруса резиновые схватки нужно ставить чаще.
Подготовленный таким образом парус (в виде колбасы) можно уложить в штатную кису так, чтобы сверху оказались все три угла, за которые закладывают перед постановкой фал, шкот и галс. Каждый угол должен иметь хорошо различимую маркировку. Когда парус добран до места, достаточно начать подбирать шкоты, чтобы резиновые кольца лопнули и спанкер расправился.
В плохую погоду работу по укладке спанкера описанным способом можно выполнять в каюте.
Этот же принцип укладки используется в выпускаемых зарубежными фирмами специальных приспособлениях. Состоят они из пластмассового конического тубуса или обруча и закрепленного к нему чехла из тонкой полипропиленовой пленки. Спанкер (или спинакер) протаскивают через тубус и крепят фаловый угол в верхней части чехла. Здесь же имеются небольшие блочки для линя, при помощи которого тубус поднимают к топу мачты, когда спинакер поставлен на место. Чехол при этом собирается в «гармошку» выше фалового угла. К тубусу крепится и второй линь, также спускающийся на палубу. Потянув за него и отдав первый линь чехол натягивают на частично «погашенный» спинакер, превращая его в «колбасу», когда парус еще висит на мачте. В таком положении убрать парус несложно даже в свежий ветер.
свернуть текст