Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Из практики плавания на крейсерской яхте.

Н.Г.Максимов
В.В.Глушков.
«Катера и яхты» №4(038) 1972 год с.78-79

Об одном способе снятия с мели.

Снимать яхту с мели помогает правильное использование внешних сил, действующих на судно, — ветра, течения, волн и т. п.
Расскажем об одном поучительном случае. Яхта «Звезда» водоизмещением около 25 т (площадь парусности свыше 100 м2) шла в лавировку из гавани Центрального яхт-клуба, направляясь к выходу в Невскую губу. Дул свежий ветер от W до SW, при котором, как обычно, поднялось сильное волнение со значительным подъемом уровня воды в реке.
На одном из поворотов экипаж замешкался с парусами, яхту прижало ветром к береговой отмели Крестовского острова (рис. 1, а). Несмотря на то, что стаксель немедленно растравили, течение сразу же развернуло «Звезду» носом перпендикулярно берегу (рис 1,б). Чтобы предотвратить дальнейшее наваливание на мель, грот убрали. Столкнуть яхту с мели футштоками или развернуть ее носом через линию ветра, как это обычно делается в подобных случаях, не удалось. Для работы футштоками всему экипажу пришлось собраться на баке, это еще больше загружало нос.
Развороту «Звезды» мешали прижимной ветер и волнение, а течение все время держало ее в положении, перпендикулярном берегу. Завезти якорь на тузике было нельзя из-за сильной волны.
Нужно было торопиться со снятием, ибо ветер начал понемногу стихать, вода стала убывать, и создалась опасность, что яхта полностью осохнет и окажется на мели далеко от фарватера. В сложившейся ситуации было решено испробовать необычную меру: поставить стаксель на корме — по ахтерштагу. Мера оказалась действенной. Давлением ветра на парус яхту сразу же накренило и развернуло кормой под ветер (рис. 1, в). Экипаж, перешедший на корму (и об-легчивший этим нос), футштоками придержал корму от наваливания на мель. Первые же несколько ударов волн раскачали яхту, она легко сползла с мели и под тем же стакселем задним ходом отошла на середину реки (рис. 1, г).
Подобный способ съемки с мели может быть рекомендован, если мачта достаточно надежна, чтобы выдержать нагрузку на ахтерштаге, а под кормой яхты имеется чистая вода. При необходимости для облегчения маневра яхту следует закренить. Движение задним ходом можно продолжать довольно долго, но надо иметь в виду, что яхта при этом управляется значительно хуже, чем на переднем ходу.
Стаксель на ахтерштаге можно использовать не только для съемки яхты с мели. Подобный прием рекомендуется и в некоторых других случаях, например — при съемке с якоря у наветренного берега, при ограниченном месте для разворота, при отходе от наветренного пирса (или бона) среди других судов.

Отход яхты от бона при прижимном ветре.

Одним из наиболее сложных маневров является отход крупной крейсерской яхты от бонов при прижимном ветре.
Помочь может течение, действующее вдоль бонов. Сущность этого приема, неоднократно использовавшегося экипажем яхты «Звезда», заключается в следующем.
С яхты, стоящей у бона, заводится серьгой длинный (не менее 3—5 длин корпуса судна) трос, который крепится выше по течению от места стоянки (рис. 2, а). Затем руль кладется на ветер, а нос яхты немного отваливается от бона, на-пример — отпорными крючьями. Течение постепенно отводит яхту от бона на 1—2 метра; швартовы в это время потравливаются, а носовой коней (серьга) переносится с бака на корму (рис. 2,6). Чтобы привести яхту к ветру, ставятся паруса, кроме стакселя, разумеется, сначала с хорошо растравленными шкотами. Быстро и сильно с кормы выбирается трос, заложенный серьгой, шкоты при этом немного подбираются; одерживая от навала на бон футштоками, постепенно рулем отводят яхту, начинающую набирать ход, от бона (рис. 2. в). По мере увеличения хода шкоты добираются все больше, а после прохождения яхтой бона, кормовой конец отдается (передергивается серьга), ставится стаксель. Обычно таким способом удается провести яхту на расстоянии не менее 0,5—1 м от бона со скоростью, уже достаточной для управления рулем.
Двух-трехразовая тренировка команды обеспечивает четкий безаварийный отход от бона даже при ветре 5—6 баллов. Способ может быть рекомендован для яхт любых размеров в условиях, аналогичных описанным, при скорости течения не ниже 3—4 км/час.
Следует обратить особое внимание на длину закладываемого серьгой конца: на коротком конце яхта не отойдет от бона на ветер, ее не удастся разогнать до необходимой скорости.
свернуть текст