Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Судовой журнал на маломерном судне

Евгений Курганов
«Катера и яхты» №6(222) 2009 год с.89-91
Если набрать в поисковой строке браузера словосочетание «судовой журнал», интернет охотно предложит среди всего прочего десятки вариантов бородатого анекдота про капитана, зафиксировавшего в журнале нетрезвость помощника, и ответный ход помощника, отметившего удивительную трезвость капитана в этот день. А что же и с какой целью на самом деле пишется в судовом журнале и нужен ли он в век электроники на судне, особенно маломерном?
Обратимся к истории. Все технические и технологические решения, применяющиеся на морских и речных судах, появились как ответы на возникающие задачи. Века совершенствования этих решений сделали их оптимальными - будь то обводы корпуса судна или форма записи в журнале. Вероятно, необходимость документировать предпринимаемые действия и обстоятельства плаваний возникла, когда эти плавания превратились из авантюры в отрасль хозяйства, а конструкции судов и управление ими потребовали профессиональных навыков. Во всяком случае, во времена Великих географических открытий практика ведения вахтенных журналов была уже широко распространена.
Известно, что Колумб, вернувшись из экспедиции в Новый Свет, преподнес испанской королеве объемистый судовой журнал, который он вел во время плавания. В наши дни исследователи изменения магнитного поля Земли пользуются данными о направлении магнитного поля, определенного с помощью судового компаса, из судовых журналов 1590-1840 гг. И даже лихие капитаны пиратских бригов, озабоченные взятием на абордаж очередного «купца» и отрывом от преследующих их кораблей королевского флота, вели судовые журналы, отражая в них судовую жизнь к радости современного читателя.
По-английски судовой журнал именуется Logbook или Ship's log - т.е. журнал, в который заносятся показания лага (по-английски log). Периодически замеряя скорость судна, можно, зная курс и пройденное время, определить его местоположение, для чего прежде всего и велись первоначально судовые журналы. Кстати, вошедшее в русский язык слово «лог» означает автоматически формирующийся набор записей о различных событиях в компьютерной системе, организованный в хронологическом порядке. Ближайшим его аналогом является слово «протокол», что косвенно иллюстрирует главную функцию судового журнала - протоколирование событий.
Принято считать, что в русском флоте вахтенные журналы были введены в 1720 г. Морским уставом Петра 1. Обязанность по заполнению журнала возлагалась на штурмана и контролировалась командиром корабля. Морской устав предписывал «держать верным журнал, записывать расстояние плаванное, дрейф корабля, разные случаи, прибавление и убавление парусов, склонение компаса, течения моря и грунты. ...смотреть в журналах за офицерами и прочими в искусстве их должности». Вахтенные журналы велись в специальных книгах, выдаваемых на корабли Адмиралтейств-коллегией - пронумерованных, прошнурованных и скрепленных печатью.
Судовые журналы за большую историю своего существования назывались по-разному: «все-дневные записки», «журнал», «бомбардирский журнал», «вахтенный журнал» и т. п. В XIX в. этот документ стали именовать «шканечный (шханечный) журнал», а с 1869 г. - «вахтенный журнал», как он и называется в наше время. В историко-географической литературе вахтенные журналы за прошлые века обычно называют «шканечными». На купеческих кораблях закон предписывал шкиперу или штурману вести «журнал, или ежедневную запись всем происшествиями на корабле, как в гавани, так и на воде». По прибытии российского судна в заграничный порт местный консул имел право требовать от шкипера предоставления этого журнала (Торговый устав 1887 г.).
«Установленной формы шнуровая книга, в которую вносятся все относящиеся до данного корабля обстоятельства его плавания или пребывания на якоре» ведется на кораблях военно- морского флота, транспортных и промысловых судах. На транспортных судах она называется судовым журналом, а на промысловых, как и на кораблях ВМФ - вахтенным. В дальнейшем в тексте вместо терминов «вахтенный журнал», «единый вахтенный журнал», «бортовой журнал», «ходовой журнал» будем использовать термин «судовой журнал» (СЖ).
В наши дни обязательное наличие СЖ как основного официального документа на судах, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, предусмотрено Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации .1999 г, (СТ. 25) с указанием, что правила его ведения устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Министерством транспорта РФ) и Федеральным органом исполнитель-ной власти в области рыболовства (Госкомрыболовства России). СЖ является одним из документов, который суда должны иметь для подтверждения права плавания под флагом государства и основным официальным документом, в котором отражается повседневная жизнь судна.
Но далее, в ст.25 п.2 и ст. 27 КТМ РФ. говорится, что судно, осуществляющее прибрежное плавание (а это подавляющая часть судов, подведомственных ГИМС) может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за такими судами. Также не обязателен СЖ для спортивных, прогулочных и иных самоходных судов с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и несамоходных судов вместимостью менее 80 т. Право плавания под Государственным флагом РФ, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна удостоверяет в таких случаях судовой билет.
В Правилах плавания по внутренним водным путям СЖ упоминается в качестве обязательного для судов, подведомственных Речному Регистру.
Не требуют ведения СЖ и местные правила плавания (МПП). Однако есть ситуации, когда СЖ может быть необходим и на маломерном судне. Перечислим для примера некоторые из них.
Для выхода в пограничную зону или за пределы территориальных вод капитан маломерного судна перед выходом в море должен прибыть на пункт проведения пограничного и таможенного досмотра, где обязан предъявить для проверки, среди прочих документов. СЖ. Не факт, что его от вас потребуют, но правила обязывают его иметь.
Наличия подробного СЖ могут требовать и положения по проведению спортивных соревнований, например, парусно-крейсерских гонок.
При оформлении аренды яхты чартерная компания предупредит вас, что страховая компания может отказать в выплате,, если на яхте не будет вестись СЖ. Вообще, как требуют Правила страхования маломерных судов, владелец обязан по требованию страховщика предъявить поврежденное застрахованное судно для осмотра, а также СЖ (если таковой ведется) и прочие судовые документы для проверки. То есть журнал вы вправе не вести, но это может вылиться в финансовые потери.
Записи в СЖ являются, наряду с судовой ролью, документами, подтверждающими участие в плаваниях, что может потребоваться для получения спортивного разряда или судоводительского удостоверения более высокой квалификации.
Кроме того, и это самое главное. СЖ имеет важное юридическое значение в качестве одного из основных письменных доказательств при расследовании происшествий с судном, случившихся в плавании или на стоянке. И, несмотря на то, что на маломерных судах, поднадзорных ГИМС. обязательное ведение СЖ не предусмотрено, наличие надлежащим образом оформленного СЖ даст возможность восстановить все обстоятельства плавания, а в судебных органах он признается единственным официальным документом, на записях которого основывается заключение о деятельности отдельных должностных лиц и судна в целом. Записи в СЖ должны свидетельствовать о подготовленности судна к плаванию, о том, какие меры принимались капитаном и командой для предотвращения происшествия, для спасения людей. Поэтому в журнале в сжатой, но ясной форме должны фиксироваться события внутренней жизни и внешние обстоятельства, которые могут иметь значение для эксплуатации судна. В случае аварии эти записи, сделанные надлежащим образом и соответствующие действительным фактам, помогут доказать, что действия капитана и экипажа были своевременными, раз-умными и целесообразными. Все, что записано в СЖ в соответствии с правилами его ведения, с давних пор рассматривается судом наравне со свидетельскими показаниями. С помощью СЖ «шкипер может доказать свое радение, равно как неизбежность случая, освобождающую его от ответственности или оправдывающую его действия» (ТОРГОВЫЙ устав 1887 г.).
Что же превращает обычную общую тетрадь в судовой журнал, т.е. юридический документ? Прежде всего страницы этой тетради должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью, а заполняться она должна на основе предписанных международных и национальных правил, требований и исторически сложившихся обычаев. Первейшим из них является требование о ведении записей в строго хронологической последовательности с указанием моментов времени с определенной точностью. Эти записи должны быть тщательно обдуманы, чтобы они содержали в себе все существенно необходимое и чтобы в них не было ничего лишнего, никаких противоречий или разногласий. Обнаружение недостоверных записей в СЖ подрывает доверие к нему и ведет к увеличению степени ответственности судоводителя за последствия происшествия. В некоторых странах неправильное ведение СЖ наказывается в уголовном порядке.
Суммируя вышесказанное, мы приходим к отрадному выводу: принимать решение о необходимости ведения СЖ на маломерном судне следует, руководствуясь исключительно здравым смыслом, исходя из задач, которые ставятся перед судном и его экипажем. Можно обходиться без журнала на катере с мощным двигателем, если ваши плавания - это выходы на рыбалку в ограниченной акватории, но в дальнем плавании, тем более с пересечением государственных границ, журнал будет необходим, даже если ваше судно - гребная лодка. Решение о ведении журнала принимают в первую очередь судовладелец, а также капитан.
Приобрести отпечатанный в типографии чистый СЖ можно в магазинах «Транспортная книга», в портовых отделах картографии, в интернет - магазинах. Журналы могут различаться форматом - А4 или А5. Второй вполовину меньше стандартного листа и на небольшом судне хранить его проще. Кроме того, журналы такого формата обычно предназначены для судов небольшого тоннажа и по форме ведения могут быть удобнее на маломерном судне. Наиболее распространены СЖ, напечатанные Министерством транспорта РФ и Госкомрыболовства России, но существуют также журналы Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям и СЖ, отпечатанные по заказам других организаций, например, Федерации парусного спорта или яхт-клубов. Форма каждого журнала приспособлена для ведения на судне соответствующего ведомства. Журнал для промыслового судна может содержать графу, регистрирующую использование орудий лова, а журнал яхт-клуба - отдельную графу, где отмечают постановку парусов, но принципиальных различий во всех этих журналах нет и любой из них годится для ведения в качестве СЖ вашего судна.
Отметим, что еще петровский Устав требовал ведения на корабле целого ряда книг и журналов, учитывающих получение припасов, выдачу жалования и т.д., и для их ведения даже вводилась должность судового секретаря. На современном «коммерческом» судне, согласно КТМ РФ, кроме судового журнала, который заполняется судоводителями, должно вестись еще несколько журналов: машинный, санитарный, операций со сточными водами, журнал нефтяных операций, радиожурнал и еще целый ряд документов. Очевидно, что ведение такого количества журналов на небольшой яхте или катере и невозможно, и никому не нужно. Регистрируемые в них сведения на небольшом судне вполне можно уместить в один СЖ, хотя для некоторых маломерных судов может быть оправдано ведение еще и Машинного журнала. На судах, на которых установлены мощные основные двигатели, один или несколько дизель- генераторов, компрессор, кран-балки и т. д.. машинный журнал позволяет учитывать моторесурс, фиксировать и планировать ремонтные и регламентные работы, расход и наличие ГСМ и запчастей.
При отсутствии типографского СЖ на маломерном судне в качестве журнала можно использовать любую амбарную книгу или общую тетрадь, расчертив ее на графы и пронумеровав страницы. Впрочем, при современном развитии печатного дела не очень сложно самому на компьютере создать макет, а затем распечатать на принтере оптимальный для вас вариант, внеся только нужные графы. В этом случае можно получить журнал, наиболее подходящий именно для вашего судна.
Журнал следует прошнуровать и опечатать. Заверить журнал можно печатью ГИМС, яхт-клуба, стоянки, на которой стоит ваше судно, печатью местной администрации. Рядом с печатями, на последней странице, должны быть указаны количество прошитых и пронумерованных страниц, дата, а также должность, фамилия лица, скрепившего журнал, и его подпись. Прошивка и опечатывание должны исключить замену или удаление листов журнала.
Ведется СЖ капитаном судна или лицом, его заменяющим. Капитан вправе возложить обязанность ведения СЖ на вахтенного помощника, если таковой предусмотрен штатным расписанием. После записи в СЖ помощник ставит свою подпись. Капитан обязан ежесуточно проверять СЖ и удостоверять его содержание своей подписью в конце каждого листа: здесь же капитан записывает свои замечания: он же несет ответственность за своевременное и исчерпывающее заполнение всех граф журнала. Никто, кроме вышеупомянутых лиц, будь то член экипажа или представитель контролирующих органов, не должен делать в СЖ никаких записей.
Существуют противоположные мнения о том, карандашом или чернилами следует писать в СЖ. Карандаш считается более водостойким и потому более подходящим для небольших судов, однако допускаю, что сегодня существуют чернила или шариковые ручки, не уступающие ему в стойкости.
Подчистки, подтирки, применение закрашивающих средств в вахтенных журналах не допускаются. При необходимости внесения исправлений ошибочная запись должна быть зачеркнута тонкой линией так, чтобы ее можно было прочитать, заключена в скобки и дополнена сноской «зачеркнуто», а затем при необходимости вводится новый текст. Исправления должны быть заверены подписью лица, их сделавшего. Не следует допускать в журнале каких-либо изменений или дополнений к тем записям, которые сделаны ранее, так как такого рода изменения или дополнения возбуждают недоверие к правдивости всех записей в целом.
«Катера и яхты» №1(223) 2010 год с.84-87
Что представляет собой судовой журнал (СЖ) на «регистровом» судне, на котором наличие его обязательно, и что из этого применимо для СЖ катера или парусной яхты? Используя формы журналов для «больших» судов, составим наиболее подходящую для нашего маломерного судна. Очевидно, что события судовой жизни и обстоятельства, существенные для безопасного плавания, на парусной яхте будут отличаться от таковых на моторной яхте с двумя тысячесильными двигателями. Вам решать, что из предлагаемого должно обязательно фиксироваться в вашем журнале, но следует помнить, что цель его ведения — это возможность наиболее полно и объективно восстановить маршрут и условия плавания.
Титульный лист имеет стандартный вид:
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
Название судна
Владелец судна
Порт приписки
Номер регистрации
Позывной
Тип судна
Двигатель
Капитан
Начат
Окончен
На небольшом судне не всегда есть подходящее место для хранения технической документации, относящейся к главным или вспомогательным двигателям, помпам и другим механизмам. Кроме того, существует тенденция не забивать себе голову лишней информацией и ограничиться знанием расположения заправочной горловины и кнопок «Пуск» и «Стоп». Но иногда могут потребоваться сведения о конкретных характеристиках вашего судна. Для этого в начале СЖ маломерного судна стоит выделить страницу, которая будет в достаточной мере отражать его основные технические данные: длину, ширину корпуса, осадку носом и кормой, высоту максимальную и минимальную (неснижаемую), материал корпуса. Для парусных яхт - тип парусного вооружения, площади основных парусов. Для моторных и парусно-моторных яхт стоит указать наиболее полные данные о главных и вспомогательных двигателях - тип, модификация, год выпуска, а также напряжение в бортовой сети, мощность генераторов, производительность осушительного и (если имеется) пожарного насосов: объем установленных емкостей для топлива, воды, масла и т.д. Некоторые сведения будут дублировать содержание судового билета, но в СЖ они должны быть представлены более полно. Самое малое, что можно получить, выполнив эту работу - вы узнаете кое-что новое о своем судне. Вообще же эта «паспортная» информация, находящаяся под рукой, упростит подготовку к плановым и аварийным ремонтам, переоборудованию и регламентным работам по обслуживанию механизмов.
Далее в журнале можно рекомендовать разместить таблицу и график девиации, поправки лага, для парусной яхты - таблицы определения скорости способом «голландского лага», таблицу значений углов дрейфа.
Обычно в начале отпечатанного типографским способом СЖ помешают Правила ведения. Подчеркнем, что они не ограничивают в правах капитана и вахтенных помощников капитана вносить в СЖ любые записи, касающиеся повседневной жизни судна, которые, по их мнению, могут иметь значение для защиты интересов судна, судовладельца и груза, а вот записи или требования о совершении таковых в СЖ со стороны иных лиц исключаются. Правила ведения СЖ установленного образца, помимо информации о порядке ведения, дают подробную информацию о заполнении каждой графы СЖ, что существенно облегчает работу. Но объем этого текста может доходить до десятка страниц, и включение его в «самодельный» СЖ может быть слишком трудоемким. Тем не менее стоит поместить в начало журнала таблицы шкал силы ветра, состояния моря и состояния погоды и неба.
Буквенные обозначения состояния погоды и неба:
Я - ясно
Д - дождь
П - пасмурно
С – снег
М - меняющаяся облачность
ГЗ - гроза
Т - туман (мгла)
ГР - град
ДМ - дымка
3 - зарница
Далее подготовим заполняемую часть СЖ, в которой, собственно, и ведется протоколирование всех действий и событий, существенных для безопасной эксплуатации вашего судна. Для этого нужно разграфить будущий журнал в соответствии с той информацией, которую вы предполагаете фиксировать в вашем СЖ. Какие-то из предлагаемых граф вы можете исключить как неважные для вас, но добавить графы, отражающие нужные вам данные, например, работу какого-либо оборудования, показания или поправки приборов, метеоусловия и т.д. При этом сохраняем сложившуюся форму построения СЖ. Правая и левая страницы связаны между собой по времени и описывают события одной календарной даты. Если одна из них заполнена полностью, то на оставшемся свободном месте другой страницы проставляют прочерк в виде буквы «зет» и следующие записи продолжают на новых страницах.
Записи событий за каждые сутки должны начинаться с новой страницы, что позволяет в конце ее суммировать пройденное за сутки расстояние, оставшиеся запасы топлива, время работы механизмов.
Левая страница разворота СЖ разбивается на столбцы и с помощью установленных сокращений должна как можно более полно и однозначно отражать навигационные, метеорологические элементы плавания, работу механизмов.
В качестве примера приведем левую страницу из СЖ, отпечатанного для Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба и рассмотрим вариант ее заполнения. Очевидно, что журнал ориентирован на использование на парусных яхтах.
В графах СЖ прописываются:
1. «Время» - записывается судовое время, т.е. гражданское время того часового пояса, в котором находится судно, в 24-часовой системе, двузначными числами часы и минуты, например, 5 часов 17 минут утра - 05 час 17 мин. В случае, если графа «Время» не делилась бы на часы и минуты, время события следовало бы записать четырехзначным числом, отделив часы от минуты точкой, например: 05.17. Так же четырехзначным числом следует записывать время на правой странице журнала и при ведении прокладки на карте.
2. «Курс по главному компасу» - заносится в круговом счете (от 0° до 360°) в градусах и десятых долях градуса, например, 35.6°. При следовании в узкостях, по фарватерам или в портовых водах, при частых изменениях курса в этом столбце записывается сокращенно слово «пер.» (переменный) или Ф (фарватер), а при стоянке на якоре - знак якорной стоянки (якорек).
3. «Поправка компаса» - общая поправка главного компаса на компасный курс, которым идет судно. Наименования поправки обозначаются: восточной - знаком «+», западной «-». Например, -3.7°.
4. В четвертой графе данные записываются в виде дроби: расстояние, определенное по лагу или любым другим способом (например, 58 миль) над чертой и скорость, определенная или вычисленная, под чертой (например. 6 узлов).
5. Также в виде дроби заносятся данные в следующую графу. Над чертой пишется величина дрейфа в градусах со знаком «+» при дрейфе вправо и знаком «-» при дрейфе влево. Под чертой указывается направление течения и его скорость в узлах (в нашем примере течение от NW скоростью 0.5 узла).
6. «Направление и сила ветра» - действительное (не вымпельный ветер) направление ветра в румбах и сила ветра по шкале Бофорта.
7. «Состояние погоды и неба» описывается дробью, числитель которой обозначает погоду буквой согласно таблице буквенных обозначений состояния погоды и неба, а в знаменателе цифрами от 0 до 10 обозначается степень покрытия неба облаками в десятых долях небесного свода, принимая 0 - для чистого неба и 10 для неба, полностью закрытого облаками.
8. «Давление атмосферы». В эту графу заносится давление атмосферы в мм ртутного столба в конце каждой вахты, а если давление резко изменяется, то ежечасно, а при необходимости - и чаще.
9. «Состояние моря » - в баллах по шкале Бофорта.
10. «Паруса» - перечисляются паруса, начиная с передних и кончая задними, стоящие начиная с указанного момента. Используются следующие сокращения: К - кливер. С - стаксель, Сп - спинакер, Ф - фок, Г - грот, Б - бизань и т.д.
И. «Канат на клюзе» — указывается длина вытравленного якорного каната при якорных стоянках.
Для СЖ моторной яхты могут не понадобиться такие графы, как «Паруса», «Дрейф», но будет важна информация о моментах пуска и остановки главного двигателя и дизель - генератора, остатках горючесмазочных материалов, состоянии аккумуляторных батарей. Выберите сами для СЖ параметры вашего судна и данные об условиях его эксплуатации, которые целесообразно фиксировать в журнале. Советуем также фиксировать время работы (моточасы) подвесного мотора, чтобы не пропустить момент обязательных регламентных работ (смены масла и т.д.).
Для справки: в машинный журнал регистрового судна вписываются посуточно все исправления и работы по механизмам на якоре, а в случае хода вносятся каждый час в соответствующие графы данные относительно действия механизма: данные суточного журнала впоследствии служат для составления по установленной форме месячного журнала. Одновременно с тем в особом отделе ведется отчет об общем расходе материалов.
В нижней части левой страницы можно выделить несколько строк для суточного отчета - учета пройденного за сутки пути, отработанных часов и остатков припасов.
На правой стороне СЖ вписываются все происшествия и события, могущие служить для воспроизведения условий плавания, стоянок и всяких происшествий. Именно на этой странице будет записано то, что оградит вас от несправедливых обвинений или просто порадует приятными воспоминаниями в суровый зимний период.
В самой верхней строчке записывается дата. На следующей строке отмечается место стоянки, если судно на швартовах (например, г. Выборг, яхт-клуб), или район плавания (например, Ладожское озеро).
Все записи на правой странице журнала привязывают ко времени, а если есть лаг, записи навигационных элементов содержат также отсчеты лага. На этой странице фиксируются: время и место швартовки и отшвартовки, каким бортом ошвартованы, постановки на якорь и снятия с якоря: глубина и грунт в месте якорной стоянки; маневры парусами или двигателем; уборка или смена парусов, взятие рифов, результаты промеров глубин; положение, определённое с помощью GPS, пеленгацией, счислением или иными методами; время прохождения траверзов навигационных знаков или других ориентиров: время подачи туманных сигналов; время включения и выключения ходовых огней; время передачи сигналов и знаков, требуемых МППСС или правилами судоходства в соответствующем районе; изменение судового времени; состав экипажа и смены в его составе (в некоторых случаях стоит при выходе в плавание внести в СЖ список всех находящихся на борту, их паспортные данные и домашние телефоны); прохождение таможенного и пограничного контроля; буксировка; время и содержание радиопереговоров и полученных сообщений, состояние запасов на судне; откачивание воды из трюма; преступления, совершённые на судне; жалобы и заявления экипажа: случаи рождения и смерти; несчастные случаи с судном или экипажем; проведенные аварийные учения; портовые оплаты и многое другое, что может при необходимости способствовать восстановлению обстоятельств плавания или подготовки к нему. Не обязательно записывать в СЖ то, что более подходит для личного дневника - скажем, восторги по поводу необычайной красоты заката. Но любые метеонаблюдения, свидетельствующие о состоянии или о надвигающихся изменениях погоды, достойны фиксации в СЖ. При ведении СЖ следует руководствоваться правилом, сформулированным адмиралом С.О.Макаровым: «Пишем то, что наблюдаем. А чего не наблюдаем, того не пишем».
Всякий случай должен быть изложен в сжатой, но ясной форме, не допускающей сомнений или ошибочных толкований. Примером может быть запись в СЖ, сделанная Джеймсом Куком после празднования Рождества 1768 г.: «Вчера праздновали Рождество. На корабле трезвых не было».
Записи надлежит вести от имени третьего лица во множественном числе, в прошедшем времени, без употребления местоимения (например, прошли приемный буй, выбрали якорь, отдали швартовы, получили распоряжение: «приготовиться к буксировке» и т.д.).
Если происходит передача вахты, в СЖ отмечается время, должность и фамилия сдающего вахту, а также должность и фамилия принимающего вахту. Сдающий вахту судоводитель должен записать в журнал все, что он сочтет необходимым для документирования и заверить это своей подписью.
Как часто следует производить необходимые наблюдения и вносить их результаты в СЖ? На «больших» судах это делается каждый час в плавании и каждые четыре часа при стоянке в порту, а также при изменении погоды, курса или скорости, смене вахт, постановке или уборке парусов и т.д. На мой взгляд, при ведении СЖ маломерного судна, совершающего короткие, на несколько часов или суток, плавания можно предложить следующее.
Записи в СЖ производятся в те сутки, когда судно находится в плавании или при подготовке к плаванию, а также на стоянке при выполнении каких-либо судовых работ - ремонта, замены оборудования, получения снабжения и т.д. Прочие даты отмечаются в СЖ, например, таким образом: «21 июня-27 июня на швартовах. Центральный яхт-клуб». Во время стоянок на швартовах левую страницу можно не заполнять, если метеоусловия не потребуют экстренных действий. На ходу соответствующие записи следует делать каждый раз, когда капитан сочтет это необходимым, но не реже чем раз в четыре часа. С началом плавания на первой странице СЖ в верхней строке пишут название пункта отхода и дату. Затем время снятия с якоря или швартов, цель и маршрут плавания, состав экипажа с указанием должностей, данные о ветре, волнении, видимости и поставленных парусах либо о включении двигателя и эволюциях яхты при выходе из порта. В дальнейшем в плавании каждые новые сутки начинаются с нового разворота записью «00:00», описанием положения судна на этот момент (например, «стоим на якоре в бухте «Дубковая»), продолжаются записями текущих событий с указанием времени и заканчиваются записью «24:00» и описанием положения судна на этот момент, при этом на свободном месте страницы проставляют «Z» и переходят на следующий разворот.
Заполнять и хранить СЖ нужно по возможности аккуратнее. Для этого на маломерном судне удобно записи во время вахты делать в блокноте, как «черновом» журнале, а затем переносить их в «чистовой» СЖ. Судовой журнал - один из основных судовых документов. На кораблях ВМФ СЖ является секретным документом. Судовой журнал на «регистровом» судне должен храниться в рулевой рубке, и в случае гибели судна капитан должен принять все меры для сохранения СЖ. Даже на китобойцах, на которых действовали герои Джека Лондона. СЖ хранился в сейфе, ключ от которого был только у капитана.
И, наконец, вспомним, что цель ведения СЖ — это возможность наиболее полно и объективно восстановить маршрут и условия плавания. На судах, подведомственных Регистру, это обеспечивается взаимодополняющей фиксацией событий и действий экипажа в СЖ плюс прокладкой на карте, которая должна сохраняться до окончания рейса. На маломерном судне приходится упрощать «штурманские» задачи судоводителя, отказываясь, например, от ведения прокладки. Тем не менее, заполняя СЖ, следует стремиться к тому, чтобы по его содержанию, во-первых, можно было восстановить ход событий в мере, достаточной для защиты интересов капитана и судовладельца. Ну, а во-вторых, судовые журналы всегда были источником знаний по географии, истории судостроения, биологии моря, этнографии, флоре и фауне и другим отраслям науки.
В наш век высоких технологий естественно появление электронных способов фиксации обстоятельств плавания и эксплуатации судна. В электронный СЖ автоматически заносятся основная навигационная информация - данные о движении судна и других судов, информация об изменении режимов работы навигационной системы и устройств, параметры движения судна по маршруту, собственные комментарии судоводителя и т.п. Используя электронный СЖ, судоводитель сможет воспроизвести обстоятельства пла- вания непосредственно на электронной карте. Подробный журнал в будущем, вероятно, будет играть роль самолетного «черного ящика» (в настоящий момент его записи не имеют юридической силы), который позволит воспроизвести хронологию событий на любой момент времени. Но уже сегодня не следует пренебрегать данными, которые могут быть предоставлены почти повсеместно распространенными приемниками спутниковых навигационных систем. Практически любой приемоиндикатор GPS сохраняет информацию о пройденном пути (трек). Эти данные в некоторых случаях могут быть использованы в качестве свидетельства ваших действий - например, при оформлении документов по наступившему страховому случаю. Весьма вероятно, что от вас потребуется приложить снимок района происшествия с экрана картплоттера, на котором должны сохраняться путь вашего судна и окружающая обстановка.
В заключение еще раз о пользе ведения судового журнала на маломерном судне. Ведущийся надлежащим образом СЖ может стать единственным свидетельством и подтверждением ваших показаний при рассмотрении аварийных и конфликтных ситуаций. СЖ позволяет вести учет и планирование работы судовых механизмов и работ по эксплуатации судна. Это необходимо для повседневной работы и может пригодиться при продаже судна. Оформленный СЖ будет объективным подтверждением его истории. Ведение СЖ упорядочит ваш судоводительский опыт и доставит удовольствие при чтении его в скучный межнавигационный период.
свернуть текст