Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Что нужно знать о буксировке.

Г.М.Мариупольский
«Катера и яхты» № 4(032) 1971 год с.83-85,94
Аварии, происходящие при буксировке, показывают, что дело это не такое простое, особенно, когда речь идет о самых мелких судах да еще в сложных условиях плавания. Считаем полезным напомнить основные правила, которые могут пригодиться каждому судоводителю.
Два основных способа буксировки. Чаще всего буксируют в кильватер— за кормой на длинном тросе. Оба судна при этом сохраняют достаточную свободу маневрирования, исключаются навалы на волне.
Реже крепят суда лагом — бортами одно к другому. Так приходится делать, если буксируемое судно почему-либо не может управляться, а также при буксировке в стесненных акваториях (шлюзы, гавани, извилистые фарватеры и т. п.). Этот способ совершенно неприменим на волне, когда суда бьются бортами и могут получить серьезные повреждения, особенно при курсах бортом к ветру и волне. Скорость хода, как правило, меньше, чем при первом способе.

Выбор троса. Опытом установлено, что важна не только прочность, но и длина буксирного троса.
В принципе буксирный трос наиболее надежен, когда даже при рывках он не выходит полностью из воды и не натягивается в струну. Практически его длину приходится ограничивать, учитывая опасность наматывания троса на гребной винт, глубины (чтобы провисший трос не задевал за дно), возможные радиусы поворота на фарватере и другие обстоятельства.
При небольшой встречной или попутной волне буксир должен быть такой длины, чтобы оба судна могли всходить на гребни волн и опускаться с гребней одновременно, т. е. длина троса должна равняться одной или нескольким длинам волн. Тогда натяжение троса будет более постоянным, а буксируемое судно не станет, скатываясь с волны, ударять в корму буксирующего.
При буксировке тяжелых яхт и катеров в свежую погоду амортизирующие свойства буксирного троса полезно улучшить, подвесив к нему тяжелый предмет (например, якорь); иногда используют в качестве буксира якорную цепь. Тяжелый буксирный трос больше провисает; энергия при рывках будет лучше поглощаться его натяжением.

Подача буксирного конца. Чаще всего буксирный конец подается с кормы буксирующего судна. Ведь на судне, которое собираются буксировать, может вообще не оказаться подходящего троса; иногда оно бывает лишено возможности маневрирования.
На волнении, когда близко подходить опасно, не обойтись без бросательного конца — легкого тонкого троса длиной 15—20 м с оплетенным грузом. С помощью бросательного конца буксир можно подать даже со сравнительно большого расстояния.
Подходить для подачи буксира лучше всего задним ходом и с подветренной стороны. При этом возможный просчет в дистанции легко исправить, отработав передним ходом.
Можно применить другой способ— подать конец при помощи плавучих предметов, например, спасательного круга, пустых канистр, анкерка и т. д. Трос с плавучим предметом на конце медленно буксируется с наветра у аварийного судна. Может оказаться, что аварийное судно дрейфует сильнее, чем канат, тогда следует держаться с подветренной стороны и маневрировать так, чтобы наоборот, лишенное хода судно нанесло на трос. Иногда судно, подающее буксир, ставят на якорь на линии ветра и отпускают с кормы тонкий трос — проводник с плавучим предметом.
Если встающее на буксир судно имеет ход, задача упрощается. Суда сближаются на удобное и безопасное расстояние и идут малым ходом, пока не будет закончена работа по закреплению буксирного конца. При этом имеет значение правильный — с учетом течения, волны и ветра выбор направления общего движения. Работать будет удобнее, если суда идут против волны, чтобы избавиться от бортовой качки.
Для буксировки борт о борт подходить, во избежание навала и ударов, лучше с подветра.
Для подачи буксирного конца на идущую под парусами яхту заходить надо также с подветра. Когда буксирный конец заведен, яхта уваливается в кильватер буксирующему судну, идущему малым ходом, и убирает сначала стаксель, а затем и грот.

Крепление троса при буксировке в кильватер. На буксирующем судне, чтобы не слишком ухудшалась его управляемость, крепить трос надо как можно ближе к центру тяжести и обязательно по средней линии — диаметральной плоскости. Если нет достаточно прочного битенга, заложите буксирный трос петлей за два швартовных кнехта (или утки) на бортах. За один бортовой кнехт буксировать нельзя.
Если есть сомнение в надежности кормовых кнехтов или уток, можно обнести трос вокруг рубки (при условии, что она имеет достаточно прочную конструкцию!) и заложить за более надежный носовой битенг или якорную утку. Такое крепление обеспечивает и хорошую управляемость судна.
Обратите особое внимание на то, чтобы при необходимости можно было срочно отдать буксирный конец, чтобы трос был защищен от перетирания (проложите маты, свернутую парусину). Не забудьте, что при слишком высоком положении точки крепления троса бывают случаи опрокидывания!
На буксируемом судне, как и на буксирующем, крепить буксир нужно как можно ближе к центру тяжести и во всех случаях — в диаметральной плоскости.
На шлюпке или открытой мотолодке буксирный конец лучше всего закладывать за поперечную байку (сиденье), разумеется, если она надежно связана с корпусом. На самых малых лодках и тузиках обычно имеются прочно закрепленные рымы — кольца на форштевне снаружи (чем ближе к ватерлинии, тем лучше) или внутри корпуса.
В ряде случаев буксирный конец можно заложить за носовой швартовно-буксирный рым-утку или даже носовую ручку для переноски; при оборудовании самодельной лодки нужно предусматривать такую возможность, если нет смысла делать прочный носовой битенг. Для упрощения дела иногда буксирный трос присоединяют к надежно закрепленному за корпус судна дректову — якорному канату (цепи).
Когда буксирный конец крепится где-то в средней по длине части корпуса, необходимо правильно провести его через нос судна. Если необходимые для этого прочные полуклюзы, киповые планки или кнехты отсутствуют, приходится прихватывать уложенный на носовую палубу буксирный трос кончиками к любым надежным деталям, чтобы удержать его от смещений к бортам.
На парусной яхте, особенно при тяжелых условиях буксировки, конец крепят за мачту у палубы, пропустив его через роульс на форштевне или прихватив тонкой снастью к битенгу.
Наиболее надежно крепление буксира при помощи браги — троса, обнесенного вокруг корпуса. Брага незаменима, если приходится буксировать полузатопленное судно или стаскивать аварийное судно с мели.
Несколько слов вообще об узлах, которые предпочтительны для крепления буксирного каната. Они должны отвечать общим требованиям — не затягиваться под нагрузкой, не отдаваться самопроизвольно при Рывках и временном ослаблении буксира и в то же время легко Развязываться при срочной необходимости. Этим условиям удовлетворяют буксирный и шлюпочный морские узлы. Для аварийной отдачи буксира рекомендуется, однако, иметь под руками нож или топор.

Проводка концов при буксировке борт о борт. Если швартующиеся лагом суда имеют одинаковую или почти одинаковую длину, один буксирный конец подается с носа буксирующего судна на корму буксируемого, а другой наоборот, крест- накрест с первым. Кроме того, суда соединяются в носу и корме надежными швартовами, заведенными «на прямую», чтобы суда не расходились в стороны при поворотах.
На судах разной длины буксиры подаются с носа и кормы меньшего судна «вразнос» на нос и на корму большего. Для уменьшения рыскливости с носа и кормы меньшего, судна дополнительно подаются концы «на прямую». Во всех случаях; на борта навешивают кранцы или все, что может выполнять их роль. Если буксировать будет меньший катер, то при швартовке его нужно ставить ближе к корме буксируемого. Когда буксирует большее судно, нужно быть особо внимательным на поворотах, так как при навале меньшее судно начинает крениться.

Буксировка каравана. Если буксируют несколько судов, конец подастся на первое из них, а дальше с одного на другое. Рекомендуется буксир, идущий на последующее судно, обносить серьгой вокруг рубки (разумеется, если позволяет ее прочность!) переднего.
Следует учитывать, что корпуса первых судов испытывают наибольшее напряжение, поэтому первыми нужно ставить наиболее крупные и прочные, оказывающие наибольшее сопротивление движению, хуже управляемые.
Лучше всего подавать с буксирующего судна один длинный прочный канат, к которому по обе стороны швартуются буксируемые суда независимо одно от другого, каждое своим буксирным концом.
На ходу на всех буксируемых судах должны находиться рулевые. Удерживать буксируемое судно на курсе удается, как правило, только опытному рулевому; для упрощения задачи, чтобы судно не рыскало, с его кормы накидывают серьгой на основной буксирный конец короткий фалинь.

Основные правила буксировки. Чтобы не допустить в начале буксировки резкого рывка, грозящего, как минимум, разрывом троса, буксирующему судну дают вначале самый малый ход, а как только э натянется, ход стопорят. После того как буксир ослабнет, снова дают малый ход, и когда буксируемое судно начнет движение, постепенно и плавно увеличивают скорость.
Если постановка на буксир производится на ходу, то на буксируемом судне после закрепления конца начинают постепенно уменьшать скорость, отставая от буксирующего. При этом на буксирующем судне потравливают коней через кнехт или утку, а когда он будет вытравлен па полную длину, буксируемое судно плавно, без рывка, «приходит на буксир» и останавливает двигатель.
Наибольшая возможная скорость буксировки устанавливается с учетом конкретных условий и всех тех соображений безопасности, о которых уже говорилось выше (прочность корпусов судов, буксирного троса и его креплений; остойчивость, управляемость, заливаемость судов). Необходимо учитывать воздействие ветра, волн, течения, обеспечивать непрерывное наблюдение за положением буксирного троса и поведением буксируемого судна.
Повороты следует производить с меньшим, чем обычно, углом перекладки руля и сбавляя скорость. Руль на буксируемом судне надо перекладывать так, чтобы оно шло по наружной кромке кильватерной струи.
Нельзя допускать сильного зарыскивания буксируемого судна, так как последующий за этим рывок может оказаться роковым.
Для уменьшения рыскания плоскодонных лодок, таких, как «Казанка», рекомендуется больше загружать их корму. Иногда помогает уменьшение длины буксирного троса, но при этом становится особенно опасной излишняя скорость: буксирующее судно дифферентуется на корму, а буксируемое — зарывается носом.
свернуть текст