Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Флаги и Вымпелы на парусной яхте.

Артур Гроховский
«Катера и яхты» №2(218) 2009 год с.124-126
Летом прошлого года мне довелось провести немало времени, общаясь со специалистами известной британской верфи «Oyster Marine». Как водится у британских джентльменов, наши неформальные разговоры, начинавшиеся с обсуждения достоинств и недостатков различных яхт, плавно переходили на морскую историю и традиции. И вот однажды была затронута тема культуры несения флагов на яхте и флагового этикета вообще. К сожалению, в сегодняшней России яхтенная культура и этикет прочно забыты. И мне показалось, что нашим читателям будет полезно ознакомиться с британскими обычаями на этот счет, тем более что у нас уже хорошо, если яхта в море или на стоянке несет хотя бы Государственный флаг РФ.
Безусловно, самым главным флагом на судне является государственный, обозначающий его национальную принадлежность. По британским традициям на стоянке в порту полагается держать его как можно ближе к кормовому срезу судна на отдельном флагштоке, а в море этот флаг рекомендуется поднимать на топе (или гафеле - в случае гафельного вооружения) ближайшей к корме мачты. Разумеется, флаг должен быть подтянут под самый клотик мачты или флагштока. Британские яхты салютуют своим флагом (опуская его до половины высоты несения) только при расхождении с британскими или иностранными военными судами или яхтой командора своего клуба. (Полагается также салютовать флагом и тому судну, которое первым поприветствует британскую яхту подобным образом - видимо, тут сказывается национальная гордость владычицы морей, которая не может и в мыслях допустить того, что отсалютует кому-то первой). Флаг также приспускается до половины в дни национального траура или похорон видных государственных деятелей. В последнем случае флаг приспускается за два часа до начала траурной церемонии и поднимается до места через два часа после ее окончания. Ни один другой флаг или сигнал по действующему этикету не может быть поднят выше национального флага (любой страны) в том случае, если он поднимается на одном с ним фале.
Размеры полотнища флага должны быть пропорциональны длине судна с тем, чтобы флаг оказался соразмерен самой яхте. Специалисты «Oyster» в данном случае рекомендуют следующее соотношение размеров: на каждый фут (0.3 м) длины яхты - один дюйм (2.5 см) длины флага по нижней шкаторине. Таким образом, для яхт нашего национального класса Open 800 длина флага - около 68 см, для лодок типа Carter 30 - порядка 75 см. а для 40-футовых Л-6 длина нижней шкаторины Государственного флага РФ должна равняться одному метру.
Национальный британский флаг постоянно, днем и ночью, несут суда на море, обязательно поднимают его при входе и выходе из гаваней, расхождении с иностранными судами или вхождении в чужие территориальные воды. Единственным исключением из этого правила являются парусные гонки, в ходе которых подъем государственного флага является официальным сигналом о том, что яхта сошла с дистанции.
На стоянке флаг несут с 8 ч утра по местному времени вплоть до 21 ч вечера (или до того момента, когда владелец сходит на берег, в зависимости от того, какой момент наступает раньше). В зимний период с 1 ноября по 14 февраля все британские суда на стоянке поднимают национальные флаги в 9 ч утра.
Вторым по значимости флагом на яхте в Британии является вымпел своего яхт-клуба. Его постоянно носят на втором «по почетности» на судне месте - на топе грот-мачты. Там он находится все время, пока яхта остается в эксплуатации. И, как и в случае с национальным флагом, ни один другой флаг, находящийся на том же самом фале, не может быть поднят выше него. Если яхта одномачтовая, то возникает, таким образом, некая коллизия: какой флаг должен занять место на топе? Британцы предлагают два варианта решения проблемы: либо нести национальный (государственный) флаг на кормовом флагштоке или ахтерштаге, а вымпел клуба - на топе мачты (именно такой вариант считают предпочтительным ревнители традиций на фирме «Oyster»), либо поднять национальный флаг на топе мачты, а клубный вымпел - на специальном фале под правой нижней краспице. Здесь надо отметить, что правая нижняя краспица традиционно считается «сигнальным местом», на котором поднимаются и другие флаги например, национальный (государственный) флаг страны, в водах которой находится яхта в данный момент. В этом случае возможно нарушение этикета: либо вымпел яхт-клуба окажется выше чужого национального флага, либо наоборот, что недопустимо. Поэтому на яхте, часто заходящей в чужие территориальные воды, нести клубный вымпел на топе мачты предпочтительнее. Однако обычай нести вымпел своего яхт-клуба под правой краспицей яхты, взятой в аренду или находящейся в чартерном плавании, в последнее время широко входит в практику. Поднятие же разного рода сигнальных флагов (например, карантинного Q или запрашивающего постороннюю помощь V) на правой краспице ниже чужого национального флага (или своего клубного вымпела) считается вполне нормальным и допускается строгим яхтенным этикетом. Вымпел яхт-клуба сотрудники верфи «Oyster» советуют делать по длине равным примерно трем четвертям длины государственного флага.
Следующими по значимости считаются флаги различных организаций (а также других яхт-клубов), в которых состоит владелец судна. Это могут быть, например, ассоциации класса яхт или видные и широко известные общественные организации со своей символикой. Их флаги и вымпелы полагается нести под левой нижней краспицей грот-мачты друг под другом в порядке старшинства или важности организаций, при этом вымпел ассоциации своего класса в любом случае должен находиться выше любого другого флага. Поднимать в данном случае флаги и вымпелы, визуально схожие с чужими национальными флагами или флагами Международного свода сигналов. нельзя, а рекомендуемая длина флага (вымпела) ассоциации своего класса должна быть не более трех четвертых от длины клубного вымпела.
Таким образом, если принять британские правила несения флагов и вымпелов за некий образец, то для отечественной яхты класса Л-6, к примеру, представляется правильной следующая схема: на кормовом флагштоке или ахтерштаге поднимается Государственный флаг РФ длиной 1 м по нижней шкаторине, на топе мачты - вымпел своего яхт-клуба длиной около 75 см. под нижней левой краспицей - флаг Ассоциации яхт класса Л-6 длиной около 60 см по нижней шкаторине.
Автор благодарит Алана Брука и Джонатана Бэйкера. а также RYA за подробное разъяснение британских обычаев яхтенного этикета.
свернуть текст