Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Яхта с топовым стакселем

А.А.Аристов
«Катера и яхты» №4(68) 1977 год с.80-83
Несколько слов об авторе статьи. Александр Александрович Аристов принадлежит к старшему поколению ленинградских яхтсменов. В парусный спорт он пришел в 1931 г., записавшись в яхт- клуб на острове Вольном. Ходил на гафельных швертботах, был юнгой на знаменитой яхте «Революции». Парус определил выбор жизненного пути подростка — он стал моряком торгового флота. Уже в предвоенные годы Александр Александрович был штурманом. Всю Великую Отечественную войну плавал в океанских конвоях между портами советского Дальнего Востока и США. С приходом мирной жизни А. А. Аристов, капитан дальнего плавания, возглавляющий экипаж торгового судна, ни на один год не прерывал активных занятий парусным спортом. Знакомство с парусами позволило ему стать капитаном трехмачтовой бермудской шхуны «Кодор», переоборудованной при его непосредственном участии из грузового судна в учебный парусник Ленинградского мореходного училища. «Кодор» под командованием капитана А. А. Аристова ходил из Ленинграда на Черное море, бывал в Архангельске, посетил многие порты зарубежных стран. В последние годы мастер спорта СССР яхтенный капитан А. А. Аристов командовал яхтами с топовым сооружением: «однотонником» таллиннской постройки «Садко», польскими яхтами типа «Арктурус» — «Альбатрос» и «Орион» клуба Балтийского морского пароходства. Он участник Операции Парус-74, призер гонок на Кубок Балтийского моря и Международной регаты Гданьского залива 1976 г. Опыт управления яхтами с топовым вооружением лег в основу его статьи.
Вооружение с топовыми стакселями постепенно вытесняет традиционные типы оснастки, особенно на крейсерско-гоночных яхтах. Большой передний парусный треугольник позволяет наиболее эффективно использовать обмерную площадь парусности в зависимости от силы ветра и курса яхты относительно ветра. Однако в управлении яхтой с топовым вооружением имеется своя специфика, которую необходимо учитывать каждому капитану, собирающемуся на морские гонки.
Парусное вооружение с топовым стакселем в последние годы получило широкое распространение на крейсерско-гоночных яхтах благодаря тому, что оно позволяет в широких пределах изменять площадь парусов по сравнению с обмерной. Например, обмерная площадь парусности 12-тонной яхты тина «Арктурус-II» равна 80 м2 Однако на курсе бакштаг можно нести одновременно грот 35 м2, генуэзский стаксель 70 м2 а спинакер 135 м2, т.е. втрое больше — 240 м2.
Главой конструктивной особенностью топового вооружения является повышенная жесткость рангоута, особенно мачты. Если рангоут небольших и даже средних по размерам яхт с обычным вооружением можно подстраивать на ходу с помощью такелажа, то при топовом вооружении это исключено, поскольку основная точка приложения нагрузки при работе самых больших парусов оказывается на топе мачты. Поэтому топ мачты должен быть строго зафиксирован в определенной точке относительно корпуса еще при настройке в гавани, иначе огромная генуя, изогнув мачту, нарушит всю настройку рангоута и парусов. Лучше всего настройку такелажа, рангоута и парусов осуществлять при легком или среднем ветре, так как в сильный ветер дефекты настройки менее заметны.
Если грот сшит с несколько увеличенным пузом, желательно придать средней части мачты прогиб вперед, набив передние основные ванты. На «Арктурусе» имеется еще съемный штаг и бакштаги. Этот такелаж служит для дополнительного раскрепления мачты в свежую погоду, а на съемном штаге можно нести малый генуэзский или штормовой стаксель.
Эффективность работы парусного вооружения любой яхты зависит от установки мачты. Яхтсмены зачастую полагаются на точность вытяжки симметричных вант и не проверяют строгую отвесность мачты (на крен), ограничиваясь оценкой установки ее на глаз. Лучше всего проверить правильность установки мачты заранее. В тихую погоду в закрытой гавани это можно сделать с помощью отвеса, поднятого на грота-фале, но предварительно надо убедиться в том, что сама яхта не имеет крена и дифферента. Можно также к грота-фалу прикрепить конец стальной рулетки, выбрать фал и приложить рулетку сначала к ватервейсу одного борта, затем другого в симметричных точках. Хорошо настроенная яхта должна идти в бейдевинд при ветре 3—4 балла с оставленным румпелем.
Стаксель. Поскольку генуэзский стаксель при топовом вооружении в два раза больше грота по площади, на лавировке он является главным тянущим парусом. От того, как сшит стаксель и как он поставлен, зависят скорость хода и крутизна курса яхты по отношению к ветру. Лучше всего иметь полномерный и относительно пузатый стаксель. Во-первых, такой парус. всегда можно сделать более плоским, сильно набив такелаж (фал, шкот и галс). Во-вторых, при необходимости его нетрудно перешить. Плоский стаксель имеет худшие аэродинамические качества и тянет плохо, особенно в слабый и средний ветер. Если шкот такого стакселя на бейдевинде немного не добрать, судно «теряет крутизну», а если добрать, как нужно, он становится плоским и яхта теряет ход. Исправить плоский парус почти невозможно.
Лучший покрой для больших стакселей — с центральным швом, при расположении полотнищ строго перпендикулярно задней и нижней шкаторинам. Если по задней шкаторине полотнища окажутся приподнятыми выше перпендикуляра, при выбранном шкоте она будет загибаться на ветер, тормозить ход н отдувать воздух на грот. Если швы пойдут ниже перпендикуляра, задняя шкаторина отваливается под ветер и полощет, также отбрасывая на грот сбегающие потоки воздуха.
Как бы туго не был набит штаг, на курсе бейдевинд огромный стаксель заставляет его прогнуться. Поэтому но передней шкаторине стакселя необходимо сделать отрицательный серп со стрелкой около 1% ее длины. Чтобы воздух, стекающий со стакселя, не мешал гроту, по задней шкаторине тоже делают отрицательный серп со стрелкой около 2% ее длины. Но передней шкаторине ткань должна быть очень хорошо растянута по стальному ликтросу, иначе в местах крепления карабинов на парусе образуются складки, искажающие его правильную форму (За рубежом на штаге часто крепится профиль из легкого сплава с ликпазом, в который заводится передняя шкаторина)
По нижней шкаторине стакселя для увеличения площади делается положительный серп около 2% ее длины, а для придания аэродинамического профиля в нижних сечениях — несколько небольших закладок.
Генуэзский стаксель. Стаксель определяет крутизну бейдевинда, а значит и успех на лавировке. При его постановке надо добирать стаксель-фал так, чтобы передняя шкаторина была набита сильнее штага, так как ликтрос вместе с фалом в два раза длиннее штага и гораздо тоньше его, они вытягиваются на ходу гораздо больше.
Большое значение для тяги генуи имеет правильная установка блока стаксель-шкота. Теоретически считается. что стаксель-шкот должен быть направлен по линии центрального шва паруса. Но так как задняя шкаторина стакселя длиннее нижней и имеет отрицательный серп, ползун блока шкота надо подвинуть вперед, чтобы обе шкаторины при выбирании шкота обтягивались равномерно. Найти правильное положение блока можно только опытным путем, причем полезно сделать отметки на погоне или ватервейсе. При усилении ветра блок стаксель- шкота надо сдвигать назад. На больших и широких яхтах стаксель- шкот проводят между леерным ограждением и вантами.
Если в ходе лавировки необходимо пройти небольшой отрезок дистанции в галфвинд и вы не хотите менять стаксель или передвигать вперед блок стаксель-шкота (это в свежий ветер сделать трудно, а порой и невозможно), удобно использовать оттяжку (контр-шкот). Он изготовляется из троса, на одном конце которого заращивается гак, закладываемый в скобу на шкотовом углу генуи. Контр-шкот проводят через блок, закрепленный в районе вант, и затем выводят на одну из палубных лебедок. Когда нужно увалиться , потравливают шкот и обтягивают оттяжку так, чтобы верхняя часть генуи не отваливалась под ветер и работала полноценно. На галфвинде можно также дополнительно поставить малую геную на внутреннем штаге.
Г р о т. У яхт с топовым вооруженном на курсе бейдевинд грот работает как нижнее (меньшее ко площади)крыло биплана. Поскольку задняя часть генуи далеко заходит за него, грот должен быть более плоским, чем при обычном вооружении. В противном случае парус будет полоскать от потоков воздуха, срывающихся со стакселя.
На гроте из дакрона для придания рациональной формы по центральному шву и передней шкаторине необходимо сделать закладки, а по нижней — положительный серп со стрелкой в 1,5-2% ее длины. На гроте из лавсана закладки делаются только по центральному шву, а по передней шкаторине — положительный серн со стрелкой примерно в 1 % ее длины: серп но нижней шкаторине должен составлять 1,5—2%. Величина серпа и расположение лат по задней шкаторине регламентируются правилами обмера, но надо помнить, что задняя шкаторина должна быть достаточно жесткой.
Парус с загибающейся на ветер шкаториной работает на задний ход, на привод к ветру и способствует увеличению крена. Шкаторина, отваливающаяся под ветер, вибрирует и создает тормозящие завихрения за парусом.
Для того чтобы не деформировать грот, рекомендуется следующая последовательность его постановки:
1. Завести грот на гик. но не обтягивать нижнюю шкаторину;
2. Приподнять гик на топенанте и поставить грот. На фазовой дощечке желательно иметь два отверстия: переднее и заднее. Если грот имеет нормальный покрой, закладывать фал нужно за переднее отверстие, если же полноват — за заднее. Чем сильнее ветер, тем сильнее должен быть выбран фал;
3. Потравить топенант и обтянуть нижнюю шкаторину.
На курсе бейдевинд, чтобы заставить грот работать. в паре с генуэзским стакселем с максимальной тягой, выбирают втугую гика-шкот и устанавливают его ползун на поперечном рельсе в такое положение, при котором нижняя лата грота располагается параллельно диаметральной плоскости яхты. Если при этом оба паруса хорошо наполнены ветром, а при повышении скорости грот начинает немного «заигрывать» около мачты и яхта идет почти без руля, можно считать, что паруса настроены хорошо. В очень слабый ветер на курсе бейдевинд, особенно после поворота оверштаг, яхта может значительно увалиться, не слушая руля, пока не наберет ход, по это не является признаком плохой настройки.
Если необходимо сделать грот более плоским, нужно набить оттяжку гика. Гик прогнется вниз и уберет пузо грота. На курсах галфвинд и бакштаг оттяжка не дает гроту закручиваться, на курсе фордевинд она заменяет завал-тали, если ее заложить за основание талрепа подветренной ванты.
При усилении ветра ползун на погоне гика-шкота рекомендуется сдвигать ближе к подветренному борту.
Спинакер. Под спинакером яхты в сильный ветер развивают скорость, близкую к режиму глиссирования, когда кормовая половина подводной части и особенно руль идут в сильно возмущенной воде, что ухудшает управление и заставляет непрерывно работать рулем. В такой ситуации реакция рулевого должна быть мгновенной, а шкоты спинакера готовыми к немедленной отдаче, если рулевой не справится, когда яхта пойдет на привод.
В качестве иллюстрации того, как влияет спинакер на управляемость яхты, приведу случай из собственной практики во время гонок па Кубок Балтики. Семибалльный северный ветер развел крупную волну. «Альбатрос» шел па фордевинд, неся па левом борту раскрепленный завал-талями грот и на правом спинакер площадью Н35 м2. На порывах яхта почти глиссировала. Спинакер был выпущен вперед насколько возможно, и все же яхту то и дело бросало на привод к ветру. Набегавшие с кормы гребни старались забросить корму и действие руля было малоэффективным. Я решил сменить уставшего рулевого, но не успел взять румпель, как яхта резко пошла к ветру. Я потянул румпель на ветер — безрезультатно, попробовал положить его па борт — яхта, как норовистая лошадь, шла вправо, хотя спинакер уже начал заполаскивать. Стараясь уваляться, я скомандовал: «Травить брас!» Только дойдя до галфвинда и потеряв скорость, яхта начала слушаться руля. Но было уже поздно: капроновый брас растянулся, спинакер гик лег на штаг и его конец сломался. Прошлось убрать спинакер и поставить стаксель, хотя до финиша оставалось еще около 30 миль.
В чем же ошибка? Дав команду травить брас, я не учел, что спинакер уйдет назад и будет приводить яхту еще сильнее, — нужно было травить шкот.
Мне запомнился эпизод уборки спинакера в штормовую погоду из фильма о кругосветной гонке яхт 1973 года, где показано, как Чей Блитт ведет «Грент Бритп II» на подходе к мысу Горн при попутном ветре 8 баллов. Когда Блитт решил убрать спинакер, потравили брас и топенант, положили спинакер-гик на штаг и обтянули оттяжку. Потом один человек пробрался на бак и дернул патентованный карабин браса. Галсовый угол выхлестнулся и спинакер развился по ветру, как огромный флаг на фале и шкоте. Убрать его теперь уже не составляло большого труда.
Такелаж спинакера должен быть рассчитан на рабочую нагрузку при ветре не менее 7 баллов, а фал обязательно изготовлен из стального троса. Шкот и брас должны быть снабжены не скобами, а карабинами с откидывающимися спинками, в крайнем случае — большими карабинами, которые используются на стакселях. Карабин должен быть и на коренном конце галса, через него пропускают брас. Ходовой конец галса должен крепиться на утке, находящейся на спинакер гике, чтобы сам гик можно было свободно двигать по рельсу вдоль мачты. Чем полнее курс, тем выше рекомендуется ставить спинакер-гик и наоборот.
Между мачтой и штагом полезно, основать два-три шпрюйта, предохраняющих спинакер от закручивания вокруг штага, а на леерном ограждении бака закрепить сетку, чтобы спинакер не мог упасть за борт при уборке.
Желательно иметь два оснащенных такелажем снинакер-гика, мешок для спинакера оборудовать обручем и двумя штертами для привязывания его вверху и внизу.
На фордевинде рекомендуется не добирать спинакер-фал до блока на 40—60 см. В таком положении он будет менее закрыт другими парусами, а общий ЦП уйдет вперед, благодаря чему облегчится управление яхтой. Шкот и брас не нужно выбирать втугую, чтобы парус не потерял свою сферическую форму, которая обладает лучшими тяговыми свойствами.
Не обязательно проводить шкот и брас на корму. Иногда лучше установить блоки немного позади миделя, тогда спинакер меньше задирается вверх, яхту не так сильно водит па попутной волне, больше раскрывается парус.
Если в свежую погоду надо сделать поворот фордевинд, лучше убрать спинакер, положив его на баке и затем поставить с другого борта перед самым поворотом, пока он прикрыт гротом. После уборки спинакера его нужно сразу же проверить и уложить в мешок в готовом к постановке виде. Уборку спинакера облегчает снасть с карабином или гачком на конце, с помощью которой можно зацепить шкот и подтянуть парус на палубу.
Дополнительные паруса. В комплектацию яхт типа «Арктурус» с 1975 г. стали включаться несколько дополнительных парусов. Нейлоновый генуэзский стаксель (на западе называется спанкер, у нас —балун), сшитый из ткани для тяжелых спинакеров и обликовапнып стальным тросом по передней шкаторине, но без карабинов, неплохо тянет в бейдевинд при слабых ветрах, так как почти не гаснет. По главным образом его используют на курсе фордевинд вместе со спина-кером, неся на противоположном борту в слабый и средний ветер. Ставить этот парус удобно из мешка, как спинакер, причем так, чтобы он был часто впереди всех снастей. Галс должен быть заложен в пределах основания переднего парусного треугольника. Применять жесткую распорку для шкотового угла нельзя, но шкот можно провести на грота-гик. Этот парус должен иметь дна шкота: один двойной на случай лавировки и другой одинарный, когда oн ставится вместе со спинакером.
Подспинакерный стаксель № 1 — узкий, высокий (до топа мачты) парус из спинакерной ткани. Ставится он без карабинов вместе со спинакером на курсах галфвинд и крутой бакштаг.
Подспинакерный стаксель № 2 — низкий широкий парус из такой же ткани, без карабинов. Ставится на курсе бакштаг. Он перекрывает все свободное пространство переднего треугольника ниже грота и спинакера.
Кливер (стаксель с высокий шкотовым углом) и малая генуя ставятся соответственно на топ- и внутреннем (съемном) штагах на курсах полный бейдевинд и галфвинд, когда большая генуя работает плохо, а спинакер нести нельзя.
На современной гоночной яхте открытого моря обязательно должен быть второй грот и три спинакера: полномерный легкий, немного более плоский тяжелый для бакштага и сильных ветров и специальный для галфвинда (со стальным ликтросом по одной из боковых шкаторин которая при постановке всегда должна быть передней).
На яхтах типа «Арктурус», как и на всякой широкой яхте, полезно иметь толбой — узкий высокий стаксель из легкого, но прочного дакрона, который ставят между мачтой и передними парусами.
Штормовые паруса. Площадь штормовых парусов (грота и стакселя) должна составлять при-мерно 50% обмерной парусности. Кроме того, желательно иметь штормовой трисель, по площади равный зарифленному штормовому гроту.
Штормовые паруса лучше шить из прочной хлопчатобумажной ткани, более мягкой и удобной при работе в штормовых условиях, чем жесткий и скользкий дакрон. (Правда, недостатком хлопчатобумажных парусов является их большой вес и необходимость в тщательном уходе.)
Штормовые паруса для прочности лучше шить., располагая полотнища параллельно задним шкаторинам—их форма будет нисколько не хуже обычно скроенных.
Трисель для прочности можно обликовать по задней шкаторине растительным тросом. Штормовой грот шьется без серпа или с отрицательным серпом по задней шкаторине, но обязательно с латами.
свернуть текст