Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Огон на плетеном тросе.

В.П.Гусев
«Катера и яхты» №4(080) 1979 год с.94-95
ОТ РЕДАКЦИИ:
В издательстве «Судостроение» готовится к печати перевод книги К. Джермана и Б. Бивиса «Современный трос в морской практике». Это будет полезное пособие как для новичков, изучающих такелажное дело, так и для яхтсменов, уже владеющих искусством вязать морские узлы и изготовлять из троса различные поделки. Ценность книги в том, что основное внимание уделено работе с тросами из новых синтетических волокон, обладающими рядом качеств, которые значительно отличают их от тросов, изготовленных из привычных натуральных материалов. В работе английских авторов поясняются, например, приемы соединения трехпрядного троса с цепью, стального троса с брейдлинем (тросом, имеющим две оплетки и сердечник из параллельных нитей), рассматриваются способы изготовления огонов и сплесней.
В ближайших номерах сборника предполагается опубликовать ряд отрывков из перевода книги, а пока предлагаем попробовать силы в заделке огона на плетеном лине типа марлоу — с трехпрядным сердечником и оплеткой из шестнадцати стрендей; с такими синтетическими тросами наши яхтсмены уже встретились, получая суда зарубежной постройки. Пояснения дает Б. Бивис. Этот материал не вошел в книгу, а опубликован уже отдельно в октябре 1978 г. в журнале «Yachting Monthly». Материал подготовлен для печати яхтенным капитаном В. П. Гусевым.
Предлагаемый способ формирования огона применим к линям типа марлоу, имеющим оплетку кабельной работы из 16 групп синтетических нитей (стрендей) и трехпрядный сердечник, также свитый из синтетических волокон. Огон получается довольно жестким, прочным и надежным, вполне пригодным для использования на снастях бегучего такелажа (шкотах, фалах и т. п.) как с коушем, так и без него.
Работу над огоном условно можно разделить на десять последовательных операций, выполнение которых показано на приводимом рисунке.

1. Завяжите тугой сваечный узел на расстоянии 1,8 м от конца линя. Он предохранит от деформации ту часть линя, которая соседствует с отрезком, предназначенным для заделки огона. Конец линя согните пополам, чтобы получилась петля, соответствующая величине будущего огона. От отогнутого конца линя отмерьте вправо отрезок в 200 мм. На метке концом свайки (лучше всего использовать для работы металлический клин с желобком) раздвиньте стренди оплетки. Здесь будет так называемое горло огона.

2. Очередная операция заключается в подготовке отверстия для извлечения сердечника. Раздвигайте стренди свайкой осторожно, без излишних усилий, уплотняя их в соответствии с рисунком переплетения по четырем сторонам до образования на оплетке просвета достаточной для извлечения сердечника величины.
Это отверстие и есть горло огона.

3. Перегните линь под острым углом на горле огона. Свайкой подцепите сердечник и извлеките наружу, вытянув его конец из оплетки.

4. Теперь на очереди три операции. Чтобы конец сердечника вошел в ушко специальной иглы — протаскивателя, его сводят на нет и туго обтягивают тонкой изолентой. Вторая операция — это разделение оплетки на стренди на длине 225 мм от конца. И, наконец, третья: через горло огона внутрь оплетки вводится ушком вперед протаскиватель, а когда ушко выйдет из оплетки, в него вдевается (как нить в иглу) конец сердечника.

5—-6. Протаскиватель вытаскивают в обратном направлении, протягивая сердечник в оплетку и тем самым формируя будущий огон.

7. Расплетают свободный конец сердечника на три пряди и на конце каждой пряди ставят марку изолентой. Пряди эти надо поочередно завести внутрь сердечника целой части линя — за горло огона. Действуют при этом так. Вначале, отступя от горла огона на 300 мм, осторожно раздвигают ушком протаски вателя стренди оплетки и, стараясь не задеть других частей линя изнутри, выталкивают его через горло огона; вставив в ушко одну из прядей свободного конца сердечника, заводят ее под сердечник целой части линя обратным ходом протаскивателя (конец пряди должен выйти через отверстие в оплетке наружу). Так же поступают и с двумя другими прядями, вводя протаскиватель под оплетку последовательно на расстоянии 250 и 200 мм от горла огона.

8. Расплетенные стренди оплетки заводят под оплетку целой части линя за горлом огона схожим образом— при помощи протаскивателя одновременно по две (пучок стрендей сначала делят пополам, после чего каждую часть дробят еще на четыре части, образуя пары стрендей).

9. Точки, где концы стрендей будут выходить наружу с одной стороны линя, должны быть разнесены по длине его с интервалами 50 мм. Очень важно, чтобы эти точки располагались по спирали, повторяющей рисунок наружной оплетки. Когда первой группой из четырех пар соседних стрендей завершена первая спираль, принимаются за протягивание стрендей второй группы: ее пары заводят под оплетку тем же путем, но точки их выхода должны располагаться с противоположной стороны линя.

10. Закончив все эти действия, «под корешок» обрезают все выходящие наружу концы пробитых прядей сердечйика и стрендей оплетки. Затем оплетку несколько раз чуть сгоняют рукой сначала к горлу огона, а потом от него так, чтобы все обрезанные концы скрылись под оплеткой.
Огон готов.

ОТ РЕДАКЦИИ: На горло готового огона можно наложить тугую прошивную марку прочной нитью: она не будет лишней (особенно, когда огон изготовляют с коушем).
свернуть текст