Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Знаки судоходной обстановки.

В. КОМАРОВ
ведущий инспектор отдела безопасности на водах ГУ ГИМС РСФСР.
«Катера и яхты» №3(133) 1988 год с.80-84
Со знаками судоходной обстановки на внутренних водных путях судоводителям-любителям приходится иметь дело буквально на «каждом шагу». Назначение их — обеспечить безаварийное плавание, помочь избежать сложных ситуаций при расхождении с судами и их обгоне.
В состав обстановки внутренних водных путей входят береговые и плавучие знаки.

БЕРЕГОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ.

По своему назначению они подразделяются на определяющие направление и ограничения судового хода. В настоящее время номенклатура этих знаков определена ГОСТом 26600—85, которым предусмотрены существенные изменения по сравнению с предыдущими и описанными в «КиЯ» № 49 и 96. Каковы же вид и трактовка новых обозначений?
Створные знаки (осевые, щелевые, кромочные). Окраска щитов знаков производится в зависимости от фона окружающей местности. Красный цвет применяется при наличии светлого фона, створные вертикальные полосы на щитах окрашиваются белым или черным цветом; на темном фоне сигнальные щиты взамен красного окрашиваются в белый цвет, створная линия — в черный.
Створные кромочные знаки не имеют вертикальных створных полос. Судоводитель, находящийся на кромке судового хода, видит створенными внутреннюю кромку переднего знака с наружной кромкой заднего.
В темное время суток предусматривается установка на осевых и щелевых створах белых огней: постоянного на переднем и проблескового на заднем знаках. При наличии большого скопления белых огней в районе установки знаков могут применяться красные для знаков правого и зеленые — для левого берега без изменения характеристики огней.
Это не относится к кромочным знакам, которые как и прежде оборудуются красными (указывают правую кромку) или зелеными огнями (указывают левую кромку), постоянными на передних знаках и двухпроблесковыми — на задних.

Перевальные знаки. Как правило, перевальные знаки указывают направление одного или двух судовых ходов (одного — на участке, расположенном выше знака относительно течения, другого—ниже знака). В последнем случае угол между щитами зависит от направлений судовых ходов, а цвет знаков — от фона местности. Для темного фона щиты белого цвета, для светлого — красного.
В темное время суток для ориентировки применяются зеленый или красный постоянные огни в соответствии с наименованием берега, на котором они установлены. Или белые проблесковые на левом и правом берегах.

Ходовые знаки. Наряду со старой формой щита (ромб) введен новый силуэт щита ходового знака, который окрашивается в зависимости от берега, на котором он установлен (на правом — красного цвета, на левом — белого). Сигнальные щиты ходовых знаков выполняются в виде фигур из пересекающихся полуплоскостей и удлиненного по вертикали ромба. В темное время суток знаки оснащаются соответствующими берегу зеленым или красным проблесковым огнем.

Весенние знаки. Служат для обозначения затопляемых в период половодья бровок берегов к островов, представляющих опасность для судоходства. Состоят из столба и соответствующего щита или фигуры, образованной пересекающимися полуплоскостями. Щит левого берега имеет форму равнобедренной трапеции и окрашивается в белый цвет, правого — форму круга красного цвета.
Весенние знаки оборудуются красными или зелеными постоянными огнями по правому или левому берегу соответственно.

Знак «Ориентир». Обозначает характерные места судоходного пути. Состоит из столба (столбов) опоры и соответствующего щита прямоугольной или трапециевидной формы с пятью чередующимися горизонтальными полосами: на левом берегу — с тремя черными и двумя белыми, на правом — с тремя красными и двумя белыми.
Знак «Ориентир» оборудуется белыми двухпроблесковыми огнями вне зависимости от берега установки. При наличии в районе знака скоплений посторонних огней белого цвета, затрудняющих управление судами, используют навигационные огни зеленого и красного цвета без изменения характеристик по левому или правому берегу соответственно.

БЕРЕГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ.

Служат для передачи судо-водителю необходимых дополни-тельных сведений о характере водного пути и особенностях судовождения на данном участке и подразделяются на запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные. Запрещающие — это круглые белые щиты с красной окантовкой и диагональной полосой; предупреждающие и предписывающие — квадратные белые щиты с красной окантовкой; указательные — ромбовидные или прямоугольные белые щиты. Символы, цифры и буквы на знаках черные. В темное время суток щиты оборудуются желтыми огнями.

Запрещающие знаки:
«Якоря не бросать!» — предназначен для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты. В темное время суток знак освещается частопроблесковым огнем или двумя постоянными вертикально расположенными по краям щита огнями.
«Расхождение и обгон составов запрещены!» — Этот знак прямого отношения к судоводителям-любителям не имеет, так как обозначает участок судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м, но знать его необходимо, чтобы при виде незнакомого знака двигаться по обозначенному участку с особой осторожностью.
«Расхождение и обгон запрещены!» — Обозначает участок судового хода, где по условиям пути обгон и расхождение судов запрещены (круговой поворот, узкость и т. д.). Действие этого знака распространяется и на маломерные суда.
«Не создавать волнения!» — Устанавливается там, где запрещено создавать волнение (вблизи причалов, купален, заправочных и лодочных станций и т. п.). При приближении к данному участку водоизмещающим судам необходимо снизить скорость и держаться по возможности дальше, чтобы не создавать волнения.
«Движение мелких плавсредств запрещено!» — Как видно из названия, он имеет самое непосредственное отношение к судоводителям маломерных судов и спортсменам-водномоторникам. Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

К береговым информационным запрещающим знакам отнесены также «Семафор» и «Светофор».
«Семафор» обозначает участок с односторонним (поочередным) движением судов, а на наплавных мостах необходим для регулирования движения через их разведенную часть. Знак состоит из двух сигнальных фигур, состоящих из пересекающихся полуплоскостей: треугольной красного цвета и прямо-угольной черного цвета. Мачта в зависимости от фона может быть окрашена в белый или красный цвет. Ночью знаки заменяются постоянными огнями, на месте треугольного знака — красным, на месте прямоугольного — зеленым. На мачте выше рея, на котором навешиваются сигнальные фигуры, укрепляется белый щит с нанесенными на нем цифрами черного цвета, указывающими километраж установки мачты.
«Светофор» служит для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ. Оснащен двумя огнями, зажигающимися друг над другом попеременно. Зеленый огонь обозначает — «Ход открыт», красный — «Ход закрыт». Запрещающие знаки «Расхождение и обгон составов запрещены!», «Расхождение и обгон запрещены!», «Не создавать волнения!», «Движение мелких плавсредств запрещено!» оборудованы частопроблесковыми огнями.
Предупреждающие и предписывающие знаки:
«Внимание!» — служит для обозначения участков судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность (узкости и крутые повороты).
«Пересечение судового хода» — служит для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами. Этот знак предупреждает судоводителей о необходимости принятия мер предосторожности при движении по данному участку в границах действия знака.
«Скорость ограничена!»-— предназначен для обозначения участков судоходного пути, где скорость движения судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и пр.). Цифры показывают максимально допустимую скорость хода в км/ч.
«Соблюдать надводный габарит!» — навигационный знак для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода судоходного пролета моста от расчетного или максимального судоходного уровня воды в метрах. Полоса белого цвета, указывающая отметку расчетного судоходного уровня, наносится на обоих опорах судоходного пролета моста. Значение проходной высоты надводного перехода указывается с учетом максимального провисания проводов. На мосту знаки устанавливаются на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знак обозначается проблесковым огнем или двумя постоянными огнями, расположенными горизонтально по краям щита.
Знаки «Внимание!», «Пересечение судового хода», «Скорость ограничена!», «Соблюдать надводный габарит!» обеспечиваются проблесковыми огнями.

Указательные знаки:
«Указатель рейда» (рейдовый знак) — служит для обозначения границы рейда. Цифра на переднем знаке показывает количество линий судов, допускаемых к установке по ширине акватории, на заднем — порядковый номер рейда (если их несколько). Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифра — длину рейда в метрах. В темное время суток знаки обозначаются зелеными на левом берегу и красными постоянными створными огнями — на правом.
«Место оборота судов» — щит в виде равностороннего ромба, на котором нанесена черная стрелка, представляющая дугу окружности протяженностью около 270°. Означает участок рейда, где наиболее безопасно производить оборот судна.
«Пост судоходной инспекции» — щит, аналогичный предыдущему знаку с изображением двух скрещенных якорей. Устанавливается для обозначения мест базирования подразделений судоходной инспекции.
Знаки «Место оборота судов», «Пост судоходной инспекции» в темное время суток обозначаются одним постоянным огнем каждый.
«Указатель расстояний» — прямоугольный щит с обозначением расстояния через каждые 5 км по отсчету, принятому на речной карте.
«Указатель местности» — прямоугольный щит с обозначением населенных пунктов, мест впадения притоков, границ бассейновых управлений пути и судоходных каналов и их подразделений.
Знаки «Указатель расстояний» и «Указатель местности» в темное время суток не обозначаются.
«Сигнальная мачта» — служит для указания глубин на перекате. Эту мачту используют только в тех случаях, когда отсутствуют другие средства информации.
Сигнальные мачты устанавливаются на перекате (перекатная) и на плесе (плесовая). У перекатной мачты на ноке реи, обращенном вверх относительно течения реки, вывешиваются сигнальные фигуры для указания глубины судового хода; на ноке, обращенном вниз по течению,— для указания ширины судового хода.
У плесовой мачты вывешиваются сигнальные фигуры для указания минимальной транзитной глубины судового хода. На ноке реи, обращенном вверх относительно течения реки,— по участку, расположенному выше мачты, а на ноке, обращенном вниз,— по участку, расположенному ниже мачты.
Сигнальные фигуры представляют пересекающиеся полу-плоскости:
— для обозначения глубины, равной 1 метру (черный на светлом фоне, белый на темном фоне) — прямоугольный;
— для обозначения глубины и ширины судового хода, равных 20 см и 20 м соответственно (красный вне зависимости от фона) — круглый;
— для обозначения глубины и ширины судового хода, равных 5 см и 5 м соответственно (черный на светлом фоне, белый на темном фоне) — круглый;
— для обозначения ширины судового хода, равной 50 м (черный на светлом фоне, белый на темном фоне) — ромбовидный;
— для обозначения глубины судового хода, превышающей максимальную осадку проходящих по данному участку судов в 1,25 раза,— крестообразно.
«Стоповый»— знак для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) немаломерных судов в подходных каналах к шлюзам. Знак представляет вертикальную полосу красного цвета длиной 1,5 м, шириной до 0,4 м, наносимую на парапетах, стенках камер и причальных сооружениях шлюзов. Рядом со стоповым знаком может выставляться щит с надписью «Стоп» или наносится надпись «Стоп» рядом с красной полосой. Ночью стоповый знак обозначается красным постоянным огнем.

ПЛАВУЧИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ.

Они предназначены для ограждения навигационных опасностей, указания кромок и осей судового хода. В состав плавучих знаков входят буи, бакены, и вехи. Из всех применяемых систем расстановки плавучих навигационных знаков рассмотрим латеральную и осевую — чаще других применяемые на внутренних водных путях.
Буй — это металлический поплавок, оборудованный сигнальным огнем и якорным устройством. Подводная часть плавучего знака должна обеспечить его плавучесть и остойчивость при воздействии ветра, волнения, течения, а также обледенения с учетом условий и места эксплуатации. Надводная часть выполняется в виде объемной фигуры, видимой в пределах зоны действия буя.
Бакен — основной плавучий знак на малых реках. Состоит из плотика, на котором установлена плоская (или из пересекающихся полуплоскостей) фигура, видимая в пределах зоны действия.
Веха устанавливается совместно с соответствующим буем (бакеном) в качестве контрольного знака, а также самостоятельно на участках, где движение судов производится только в светлое время суток. В случае, если веха сдвинута относительно буя (бакена), судоводитель при плавании ориентируется на веху.
Знак левой кромки судового хода имеет окраску белого или черного цвета, причем черный знак рекомендуется использовать на озерах и водохранилищах.
Сигнальный огонь — белый постоянный или проблесковый. При наличии в районе установки знаков большого скопления белых огней могут применяться зеленые постоянные или проблесковые огни.
Правая кромка ограждается знаками красного цвета. Буи имеют цилиндрическую форму, бакены — шаровую, вехи красного цвета имеют топовую шаровую фигуру черного цвета. Сигнальный огонь — красный постоянный или проблесковый.
Поворотный знак служит для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором или скальным дном. У левого берега имеет вид конуса, у правого — цилиндра. У левой кромки — белый (черный) с широкой черной (белой) горизонтальной полосой посередине; сигнальный огонь белый или зеленый частопроблесковый. У правой кромки — красный с широкой белой или черной полосой, нанесенной горизонтально посередине; сигнальный огонь красный частопроблесковый.
Знак опасности указывает опасные места у кромки судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и др.). В качестве дублирующего применяется кромочный знак. У левого берега вид конуса, у правого — цилиндрический, характеристика огня — двухпроблесковый. Левый — белого цвета с одной горизонтальной и четырьмя вертикальными черными полосами; оснащен зеленым огнем. Правый — красного цвета с одной горизонтальной и четырьмя вертикальными полосами белого или черного цвета; оснащен красным огнем.
Свальный знак выставляется в местах свального течения, не совпадающего с направлением судового хода. У левого берега вид знака в форме конуса, у правого — цилиндра. Характеристика огней — группо- частопроблесковые. Окраска знака у левого берега — верхняя половина белая, нижняя черная. У правого берега — верхняя половина красная, нижняя белая или черная.
Разделительный знак служит для обозначения разделения судового хода. Он имеет коническую форму с окраской: три черные (или белые) и три красные равные вертикальные полосы. Знак оснащен двумя огнями, расположенными друг над другом. Верхний — белый (или зеленый), нижний красный. Характеристика огня — проблесковый. Допускается установка парного знака из двух бакенов, стоящих рядом: белый конический и красный шаровой формы. Ночью бакены оснащаются постоянными огнями, расположенными по горизонтали — красным и белым (или зеленым).
Осевой знак служит для обозначения оси судового хода. Имеет форму конуса, окрашенного пятью чередующимися (тремя белыми и двумя черными — горизонтальными) полосами. Оснащен двухпроблесковым белым огнем.
Дополнительно к осевому знаку выставляется веха с черной топовой фигурой, окрашенная так же, как и знак.
Поворотно-осевой знак обозначает поворот оси судового хода. Имеет форму конуса, окрашенного пятью чередующимися (двумя белыми или черными и тремя красными — горизонтальными) полосами. Знак оснащен группочастопроблесковым белым огнем. Дополнительно со знаком выставляется веха с белой (или черной) топовой фигурой, окрашенной, как и буй, горизонтальными полосами.
Знаки на мостах указывают судоходные пролеты мостов и высоты подмостового габарита. По ГОСТ 26600—85 могут быть дополнительно-белого цвета при наличии темного фона. Кроме этого изменились значения щитов, обозначающих высоты подмостового габарита. Высота судоходного пролета до 10 м обозначается одним щитом зеленого цвета, от 10 до 13 м — двумя, от 13 до 16 м — тремя и выше 16 м — четырьмя щитами по обеим сторонам пролета. Габаритные щиты также обозначают кромки судового хода.
свернуть текст