Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


AIS - Игрушка или необходимость?

Фарит Валиуллов
«Катера и яхты» №2(254) 2015 год с.48-51
AIS – Automatic Identification System, или Aвтоматическая идентификационная система – появилась относительно недавно и была разработана и внедрена для повышения безопасности плавания морских коммерческих судов. В последнее время к системе все больший интерес проявляют владельцы катеров и яхт, причем не только на море, но и на внутренних водных путях России, где множество грузовых и пассажирских судов ныне оснащены аппаратурой АИС. Давайте посмотрим, как она работает, и что можно подобрать для своей яхты.
На первый взгляд, АИС дублирует работу радара, правда, другими средствами, но при этом у нее есть одно несомненное преимущество. Так как АИС использует для работы частоты УКВ (VHF), цели АИС постоянно находятся в зоне видимости, даже если они физически скрыты за мысами, утесами и другими преградами, то есть ваш прибор видит судно или навигационный буй, оборудованные такой же системой, когда они недоступны радару. Система позволяет получать и отправлять статические данные – тип и номер судна IMO, MMSI, позывной и название, а также динамические – координаты, курс и скорость относительно земли (COG и SOG), навигационный статус и т.п. Отображение всей этой информации возможно в двух режимах: текстовом, в виде таблицы с перечнем рас положенных рядом судов и их данных, и в виде схематической карты с условным изображением взаимного расположения судов и расстояний до них.
Техника, обеспечивающая такие поразительные возможности, разделена на два класса. Оборудование АИС класса «А» обязательно для судов вместимостью более 300 БРТ и отвечающих условиям конвенции SOLAS. Посему оно нас мало интересует, тем более что стоит более 150 тысяч рублей. Требования там жестче, и система должна быть оснащена клавиатурой с дисплеем. Оборудование же класса «В» демократичнее, чаще выпускается в виде «черных ящиков», подключаемых к картплоттеру или к компьютеру, но по функционалу мало чем уступает классу «А». К тому же Blackbox - «черный ящик» АИС, подключенный к картплоттеру - позволяет накладывать принимаемую информацию на карту или экран радара, что значительно повышает удобство пользования системой.
Для определения собственных координат станция АИС оборудована приемником GPS/ГЛОНАСС либо принимает данные от другого устройства по протоколу NMEA, получение же информации от других судов идет через один или два УКВ-приемника, а для передачи в систему своих параметров - УКВ- передатчик. Такой набор называется транспондер или трансивер, и при покупке прибора лучше поинтересоваться, имеется ли на нем кнопка отключения передатчика, чтобы иногда ваше положение не вычислили сомалийские пираты или, например, ваша жена. Существуют более дешевые приборы АИС без передатчика - ресиверы - показывающие только навигационную обстановку вокруг вашего судна.
Транспондеры АИС имеют возможность экстренной радиосвязи с другими судами и, подобно любой радиостанции с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ, или DSC - подробнее «КиЯ» №250), в момент регистрации им присваивается уникальный номер MMSI - Maritime Mobile Service Identity. Он состоит из 9 цифр и обязательно содержит трехзначный код страны, так называемый MID - Maritime Identification Digits. Работа каждой станции АИС синхронизирована по времени UTC с погрешностью не более 10 мкс от встроенного приемника ГНСС.
В общем, серьезность технических возможностей как системы в целом, так и оборудования АИС несомненна. Что же предлагает наш рынок судоводителю-любителю? Сразу оговоримся, что все цены указаны на начало осени 2014 и в связи с колебаниями курса валют могут меняться.
Raymarine AIS350 представляет собой двухканальный приемник, позволяющий отслеживать суда и береговые объекты с оборудованием АИС классов «А» и «В». Прибор оборудован портом USB 2.0 и разъемом SeaTalkNG, через который легко подключаются дисплеи Raymarine. Оборудование других компаний сопрягается с AIS350 стоимостью 23 600 руб. посредством протокола NMEA 0183.
Приемопередатчик Raymarine AIS650 Class В Transceiver с разъемами для GPS- и УКВ-антенн назовем рекордсменом по объему возможного интерфейса. Другие навигационные приборы и радиостанции общаются с ресивером по протоколу NMEA 0183 и NMEA 2000, порт SeaTalkNG обеспечивает подключение к дисплеям Raymarine, через порт USB 2.0 прибор подключается к навигационным системам на базе ПК, а на карты памяти SD записываются все АИС-сообщения. Режим «молчания» отключает АИС-передатчик и переводит AIS650 в режим только приема АИС-сообщений от других судов. Просуммировав все достоинства прибора, можно сказать, что его средняя цена 45 тыс. руб. вполне оправданна.
Извечный конкурент британской компании - американский Garmin - выпускает схожую по характеристикам модель транспондера Garmin AIS 600 Blackbox Transceiver. Встроенный активный сплиттер позволяет использовать одну антенну одновременно для AIS 600 и УКВ- радиостанции с минимальными потерями сигнала, а технология ClearTrack обеспечивает непрерывность трафика АИС даже во время использования рации. Если прибор подключен к картплоттеру Garmin и радиостанции через сеть NMEA 2000, тогда можно вызвать любую конкретную цель АИС напрямую с картплоттера, используя функцию «вызов с помощью радиостанции». Ни USB. ни слота SD здесь нет, но стоит Garmin AIS 600 несколько дороже - от 52 тысяч.
В приемнике Garmin AIS 300 функционал ЦИВ также позволяет связаться с судовой или береговой радиостанцией непосредственно с VHF-оборудования от Garmin, предварительно выбрав цель на картплоттере Garmin. Пассивный антенный сплиттер позволяет использовать одну УКВ-антенну и для АИС, и для радиостанции. Продается Garmin AIS 300 за 23 400 руб., что делает его весьма привлекательным на рынке оборудования АИС.
Транспондер Icom MA-500TR можно купить в среднем за 42 000 руб. Он принимает данные от аппаратуры АИС класса «А» и «В» и способен передавать код MMSI, название, позывной и тип судна, позицию GPS-антенны, SOG, COG, дату и время UTC и прочую информацию. Симпатичный прибор с размерами лицевой панели 110x165 мм оснащен похожим на экран радара дисплеем с фирменной «айкомовской» оранжевой подсветкой и аж тремя линиями обмена данными по протоколу NMEA. Дисплей поддерживает режимы отображения «север» и «курс» в рабочем диапазоне от 0.125 до 23 миль. Есть звуковая сигнализация при опасности столкновения, причем как на встроенный динамик, так и на внешний через разъем и кабель.
Московская компания «Радиома» подошла к вопросу производства транспондеров творчески и поместила элементную базу Icom MA-500TR вместе с тем же оранжевым дисплеем и кнопками управления в металлический корпус с винтами на лицевой панели, характерный для советской промышленной электроники 70-х; назвали его «Тритон-92Л». Характеристики остались те же, что на MA-500TR, поэтому смысл такого «технического прогресса» понять сложно, учитывая цену отечественного изделия в 78 600 руб.
А внешний вид другого отечественного прибора - транспондера Transas Т-105В - вполне современен, да и технические параметры находятся на уровне лучших мировых образцов. Встроенный приемник ГЛОНАСС/GPS, обмен с другим навигационным оборудованием по протоколу NMEA 1083, стандартный разъем NMEA 2000, порт USB, наличие канала ЦИВ позволяют прибору выполнять все функции, возложенные на аппаратуру АИС - прием, обработку и передачу статической и динамической информации, прием информации о рейсе судов на внутренних водных путях и т.п. Вот только цена российского транспондера почему-то на 50% выше, чем у зарубежных аналогов - 65 000 руб. Тем более что Transas Т-105В - это по сути Neon 2 AIS Class В Transceiver от британской компании SRT Marine с нанесенным логотипом питерской фирмы Transas. Англичане предлагают всем свой аппарат и печатают на крышке любое название. Например, этот же транспондер с названием Si-Тех Metadata продается на Западе за 699 долл. Воистину, жажда наживы не знает границ.
Кстати, подавляющее большинство выпускаемых в мире транспондеров АИС собрано на базе модуля SRT Cobalt той же британской компании SRT Marine - так же как и Lowrance NAIS-400, способный получать регистрационные данные и информацию о местоположении судов и буев и передавать информацию о своем судне. Это новинка, заменившая модель NAIS-300. К его компактной коробочке размерами 100x140 мм легко подключаются GPS- и УКВ-антенны, есть порт USB, а с любым картплоттером NAIS-400 может общаться как по протоколу NMEA 0183, так и NMEA 2000, что значительно расширяет сферу применения, правда, разъемы находятся с разных сторон корпуса.
У транспондера Lowrance NAIS- 400 есть брат-близнец Simrad, и цена их примерно одинакова - от 40 000 руб., но в линейке Lowrance нет такого прибора, как Simrad AI50. Его размеры чуть больше - 172x115 мм, зато есть цветной экранчик диагональю 4", куда выводятся не только навигационные данные в цифровом виде, но и карта с расположением судов, оснащенных AIS. Картографии как таковой в AI50 нет, а стоит он на 600 долл. дороже. Поэтому остановить свой выбор на компактном Simrad AI50 или, доплатив 3-4 тысячи, купить NAIS-400 на пару с картплоттером Lowrance Elite 5m с HD-экраном 5” - решать капитану.
Продукция Simrad никогда не отличалась демократичными ценами, и подтверждение тому - южнокорейский АИС-транспондер Samyung AIS-50N с ценой в районе 1.6 тыс. долл., как у AI50. Но это уже полноценный картплоттер с цветным TFT- дисплеем диагональю 5.6*’, поддерживающий карты Navionics Gold. Подобно всем аналогичным транспондерам. AIS-50N принимает и передает название и позывной, номер MMSI, позицию судна, COG, SOG и тип судна, а по NMEA 2000 получает данные от двигателя, датчиков глубины, температуры воды и т.п.
Если картплоттер на лодке уже есть, то можно сэкономить долларов 600, купив Blackbox АИС - транспондер Samyung AIS-50B. Еще большая экономия получится при установке на судно двухканального приемника Samyung SI-60RX. который позволяет принимать сообщения от судов, оборудованных АИС класса «А» и «В». Информацию можно выводить на картплоттеры Samyung и любые другие многофункциональные дисплеи, поддерживающие NMEA 0183. Стоит он от 35 ООО руб., но от воды не защищен и передавать ваши данные другим судам за эти деньги SI-60RX уже не сможет.
А вот прочный и герметичный Samyung SAR-16, наоборот, не может принимать информацию, поскольку это - передатчик АИС, пред-назначенный для использования на судах и спасательных средствах в качестве аварийного оборудования для поиска и спасания. При его активации АИС-приемники. установленные на судах и береговых станциях, получат сигнал автоматически и отобразят данные на экранах картплоттеров. Стоит SAR-16. способный при бедствии спасти вам жизнь, около 30 тыс. руб.
Другой бренд, славящийся высокими ценами - это японским Furuno. Приемник АИС, разрабо-танный специально для небольших коммерческих, прогулочных и рыбацких судов - немаленький Furuno FA-30 размерами 230x219x90 мм и весом 1.5 кг - стоит 48 тыс. руб. Кстати, Lowrance NAIS-400 весит всего 250 г, но это не останавливает поклонников знаменитой марки, поэтому за полнофункциональный транспондер Furuno FA-50, собранный в той же коробке и весящий на 200 г больше, они готовы выложить все 80 тысяч. И это при отсутствии современного протокола передачи данных NMEA 2000 - есть только порты NMEA 0183, фирменный NavNet и Ethernet. Может, технические характеристики выдающиеся? Тоже нет: 12 каналов против 18 у транспондера Samyung AIS-50B.
Наиболее интересное предложение на рынке сегодня - это АИС- приемник NASA AIS Radar. Прибор имеет большой яркий дисплей и ряд маленьких кнопок, его размеры 150x112 мм - стандартный формат навигационных инструментов NASA Marine. В правом окне экрана выводится информация о выбранном судне: координаты, скорость и курс относительно земли, название и MMSI. Символ собственной лодки, как на радаре, размещен в центре, а вокруг него объекты с АИС- оборудованием. При движении на экране с масштабированием от 1 до 32 миль остаются следы предыдущих положений объектов, и довольно легко следить за их перемещением. В случае необходимости выбранному судну может быть направлен DSC- вызов. Текущее состояние судов отображается различными символами, и можно различать суда движущиеся по курсу, стоящие на якоре, ведущие лов рыбы. А при выборе собственного судна на дисплее появятся его текущие координаты, курс и скорость, полученные от GPS. Но главным достоинством NASA AIS Radar - его цена в 21 600 руб. Согласитесь, очень привлекательно.
свернуть текст