Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Роковая изобата.

Н.Астратов
«Катера и яхты» №4(110) 1984 год с.35
Не многие мореплаватели, стремясь но время шторма к подветренному берегу, в порты- убежища и закрытые бухты, знают о том, что кроме опасности быть выброшенными на берег их поджидает еще одна — волна мелководья. Дело в том, что при переходе волны, набравшей силу за многие десятки или сотни миль пробега, с глубокого на более мелкое место высота и крутизна ее увеличиваются, возникают крутые валы с опрокидывающимися гребнями. Такие волны образуются, как правило, вблизи банок, отмелей, береговых шельфов, т. е. при переходе волны с большей глубины на меньшую.
Наиболее опасны волны, возникающие при взаимодействии ветровых волн со встречным приливно- отливным течением, на мелководных барах в устьях рек. Такие условия благоприятствуют созданию конусообразных или пирамидальных волн, сильной толчеи, когда судно получает удары с совершенно неожиданных направлений.
Волны такого рода представляют опасность для любых судов, а в особенности для парусных яхт. По мнению специалистов, подобные волны высотою 15 м, возникшие в Ирландском море под воздействием ураганного ветра, стали причиной гибели пяти яхт. участвовавших в трагической Фастнетской гонке 1979 г. (см. «КЯ» № 84).
В сходной ситуации потерпела катастрофу в Балтийском море норвежская яхта «Xeппи-XIY» длиной 7,1 м. Она в нюне 1966 г. участвовала вместе с 53 яхтами различных классов в традиционной Скагенской регате, проводившейся Королевским яхт-клубом Данни в проливе Каттегат.
Вопреки благоприятному прогнозу, полученному перед стартом, ветер, дувший от западных румбов, засвежел и достиг силы 8-9 баллов, а высота волн доходила до 6-7 м. в результате чего только 23 яхты благополучно дошли до финиша. Остальные сошли с дистанции из-за поломок мачт и аварий с такелажем.
Яхта «Xeппи-XIY», управляемая опытным яхтсменом-гонщиком, продолжала гонку, имея на борту экипаж из четырех человек. Подгоняемая 8-балльным ветром, она шла в крутой бакштаг со скоростью 6,5 уз под глухо зарифленным гротом и штормовым стакселем, приближаясь к шведскому побережью. С убыванием глубин заметно усилилось волнение.
В 5 милях западнее мыса Смюгехук с левого борта набежала крутая, с опрокидывающимся гребнем волна 10-метровой высоты и накрыла судно. Накренившись, яхта легла парусами на воду, а затем описала полный оборот вокруг продольной оси, после чего снова встала на ровный киль. Во время вращения мачта сломалась в двух местах, а такелаж опутал корпус яхты. В момент переворачивания яхты два члена экипажа находились в каюте, а два других (ходовая вахта) в кокпите. Последние в момент аварии упали за борт и, будучи закрепленными страховочными линями, вместе с яхтой описали полный оборот, а затем самостоятельно поднялись на палубу. В трюм яхты проникло лишь незначительное количество воды, благодаря тому, что все люки были задраены. Яхта осталась на плаву.
Позднее лоцманская служба сообщила, что в момент аварии ветер ослаб до 6 баллов, но на море продолжало бушевать сильное волнение. Средняя высота волн на глубинах около 30 м была 6-7 м, но их высота увеличивалась с уменьшением глубин. И на 10-12-метровой глубине они достигали высоты уже 9 м.
Экипаж аварийной яхты стал подавать красными ракетами сигналы бедствия, которые в наступивших сумерках были замечены норвежской яхтой «Истрия-III», экипаж которой поспешил на помощь.
Попытки буксировать «Xeппи-XIY» под парусами не удались из-за сильной волны, сбивавшей ход. Обе яхты сильно дрейфовали к берегу, расстояние до которого не превышало мили. Как нередко бывает в такой ситуации, двигатель спасаемой яхты запустить не удалось. Экипаж «Xeппи-XIY» перешел на палубу «Истрии-III» и был доставлен в ближайшую гавань.
«Хеппи- XIY», оставленная экипажем, стала игрушкой ветра и волн, и была выброшена на скалистый берег, где впоследствии едва сумели разыскать ее жалкие обломки.
Появление крупных волн в Балтийском море, жертвой одной из которых стала яхта, явление но исключительное. Крутые волны высотой 9-10 м не раз отмечались в разных районах моря. Так например в 1950 г. у маяка Эланд-Сёдра- Грунд, сооруженного на 17 метровой банке, были инструментально замерены волны высотою 9 м.
Даже в летние шторма в Финском заливе не редкость волна, достигающая высоты 7 м, а в Рижском — 10 м.
В целях безопасности плавания рекомендуется во время шторма выбирать благоприятные курсы, избегая районы с усиливающимся волнением.
свернуть текст