Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

свернуть текст


Яхта, этика и этикет

Н.Астратов, Ю.Ильченко, Ю.Казаров, Г.Новак, С.Таверин
Рисунки В. Боковни
«Катера и яхты» №1(131) 1988 год с.80-84
Разговор о яхтенной этике как неотъемлемой части морской культуры представляется важным и злободневным.
Наш парусный флот за последние десятилетия заметно вырос. Только мореходных крейсерско-гоночных яхт, имеющих официальные мерительные свидетельства, у нас сейчас уже более 2000. Плавают они все больше и дальше. Расширяется сеть яхт-клубов, секций, детских школ. Парусный спорт привлекает все новых приверженцев, которых просто необходимо знакомить с общепринятыми нормами поведения на яхте, существующими традициями, неписаными законами морского этикета.
Однако в крайне скудной литературе для подготовки яхтсменов таких материалов практически нет. Даже в нашем основном учебном пособии — «Школе яхтенного капитана» вопросы морально- этического плана не освещаются. В разделе «Обязанности капитана», занимающем всего около четверти страницы, лишь упомянуто, что капитан «должен требовать исполнения советских законов и спортивной этики». И никакого намека на то, что конкретно имеется в виду, что именно можно и нужно требовать!
( Для сравнения упомянем, что в капитальном «Руководстве для любителей парусного спорта» Г. В.Эша (1895 г.) существовала целая глава «Правила и обычаи, принятые на яхте (хороший тон)».
Постороннему человеку, - пишет автор, известный петербургский яхтсмен и конструктор, многие из обычаев и правил яхтенной жизни могут показаться крайне стеснительными и лишенными разумного основания, так же как любовь к чистоте и порядку, доведенная до пределов возможного, представляется чудачеством или придирками, не имеющими значения для дела. Однако так могут рассуждать только люди, не имевшие случая самолично убедиться, что эти правила и формы выработались именно самою жизнью на море в стесненных условиях, без привычного берегового комфорта.)

Вот и получается, что каждый толкует эти нигде не сформулированные нормы и расплывчатые традиции по-своему, в меру собственной эрудиции. А некоторые капитаны, к сожалению, не имеют о них понятия и не придают никакого значения подобным «мелочам». В результате попадаются в море спортивные суда без флагов. Клубные вымпела вообще стали редкостью. Некоторые новые яхты стоимостью в десятки тысяч рублей выглядят так, будто плавают без ремонта много лет, имеют неопрятный запущенный вид. С бортов свисают неубранные кранцы. На палубе валяются паруса, спутанные концы. Не лучше выглядят и сами яхтсмены. Бывает, что и ведут они себя далеко не лучшим образом — бесцеремонно, демонстрируя полное неуважение к окружающим.
Что же такое яхтенная этика?
Мы говорим «яхтенная» по традиции. Вид судна не имеет значения. Важно, что речь идет об этике моряков-любителей, поведение которых не регламентировано строгими уставами, обязательными для профессионалов — работников морского, речного и рыбопромыслового флота. Мы имеем в виду членов клубных объединений (спортивных, туристских и т. п.), добровольно принявших на себя определенные взаимообязательства.
Твердая дисциплина и порядок на борту, оговоренные действующими в каждом клубе (базе) своими «Правилами внутреннего распорядка»,— закон. Это продиктовано требованиями безопасности, которые формировались веками. Однако в данном случае мы будем говорить не о том, что запрещается или разрешается правилами, а о том, что принято или не принято, считается хорошим или плохим тоном, приветствуется или осуждается носителями лучших этических традиций.
Под этикой вообще имеется в виду система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В рассматриваемой нами области — это обусловленный хорошей морской практикой комплекс каких-то общих принципов и норм поведения, в основе которых лежат лучшие морские традиции взаимоуважения и взаимовыручки, положения международного морского права, конституционные обязанности каждого яхтсмена как гражданина.
Для более конкретного разговора нам необходимо выделить еще два чрезвычайно важных, хотя и более узких понятия. Это этикет — принятый порядок общения, обхождения, и эстетика — учение о прекрасном, на основе которого и формулируются те или иные требования к внешнему виду судна и его экипажа.
Что же, на наш взгляд, должно входить в основные положения яхтенной этики, которые необходимо знать нынешним яхтсменам?
Начнем с главного.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ. Государственный флаг — символ суверенитета страны, являющийся внешним выражением государственной принадлежности судна.
В соответствии с «Кодексом торгового море-плавания» советские спортивные суда несут государственный флаг при нахождении в нейтральных водах и в заграничном плавании, а в дни праздников — и на стоянке в своих портах.
В заметке «Два слова о морской культуре», напечатанной в «КиЯ» № 119, совершенно правильно подчеркнуто, что патриотический долг каждого члена экипажа — высоко держать честь и достоинство государственного флага страны.
По установившейся традиции государственный флаг на яхтах с бермудским вооружением с двумя (тремя) мачтами поднимают на топе кормовой мачты, а на одномачтовых — на кормовом флагштоке или на ахтерштаге. На яхтах с гафельным вооружением флаг несут: на шлюпе — на ноке грота-гафеля, а на кече — на топе бизань- мачты (после уборки парусов флаг переносят на кормовой флагшток). Иолы с любым вооружением несут флаг на топе бизань-мачты.
Поднимается флаг в 8.00 утра, спускается с заходом солнца. В море в ненастную погоду флаг не несут, но при встрече с военными или пограничными судами поднимают его немедленно, а после расхождения спускают. После захода солнца флаг поднимают только при входе на рейд (и при выходе с рейда), где стоят военные или пограничные корабли либо имеется брандвахта.
При входе в гавань иностранного государства на правой краспице грот-мачты поднимают флаг этой страны. Если же яхта до этого визита побывала в портах других стран, ниже флага приветствуемого государства поднимаются флаги всех этих стран в алфавитном порядке их официальных названий.
Сложнее вопрос о несении государственного флага на крейсерских яхтах, участвующих в международных гонках. Обычно на время гонки национальный флаг спускается, а вместо него поднимают определенный флаг Международного свода сигналов (МСС-65), указанный инструкцией оргкомитета, но могут быть и другие варианты.
Подчеркнем, что на судах личного пользования, принадлежащих гражданам, несение государственного флага, как правило, не разрешается.
ВОДНО-СПОРТИВНЫЙ и клубные ФЛАГИ. Здесь положение запутано и нуждается в обсуждении. Как сказано в приказе № 673 (20.11.1946 г.), подписанном председателем Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, «для повседневного ношения на водноспортивных сооружениях и спортивных судах СССР» введен единый для всех видов спорта общегосударственный водно-спортивный флаг СССР. Казалось бы, разговаривать не о чем, надо просто выполнять имеющийся приказ. Однако Положения, которое разъясняло бы, кто, где и как может или не может нести этот флаг, разработано так и не было. Кто уполномочен давать разрешение на несение флага — неясно.
Неудивительно, что флаг этот не прижился и за истекшие годы забыт окончательно. Как сообщал несколько лет назад в редакцию известный яхтенный капитан А. И. Суэцкий, николаевские яхтсмены вздумали было поднять водноспортивный флаг на своих яхтах. Кончилось это плохо: «Речная инспекция потребовала его снять, приняв за военно-морской».
Очевидно, Госкомспорту СССР следует обратить внимание на назревший вопрос и довести дело до логического конца: либо флаг отменить, либо разработать Положение о флаге и добиться его обязательного ношения во внутренних водах страны.
Итак, теоретически при плавании по внутренним водным путям спортивные суда должны нести в качестве кормового единый водно-спортивный флаг страны либо флаг спортивного (туристского) клуба (базы), утвержденный в установленном порядке.
По единодушному мнению опрошенных нами капитанов, несение на судне флага клуба оказывает несомненное воспитательное и дисциплинирующее воздействие. Неслучайно многие действующие водно-моторные клубы страны, такие, например, как ленинградский клуб водно-моторного туризма «Нева», утвердили свой флаг для несения даже на малых катерах и мотолодках.
Бывает, что молодые судоводители-любители поднимают на своих судах флаги «собственного изобретения» — вплоть до пиратских, с безобразными эмблемами и надписями. Такую самодеятельность общественность стоянок и клубов должна немедленно пресекать. Флаг — не игрушка, а знамя корабля. Такое отношение к флагу и надо воспитывать у молодежи.
Роль флага клуба иногда играет «позывной флажок» — вымпел. Обычно он закрепляется на топе грот-мачты (Стоит обсудить вопрос о том, где нести вымпел на современных одномачтовых яхтах, имеющих на топе датчик прибора-ветроуказателя.) и не спускается до конца навигации; на больших моторных лодках и катерах его несут на носовом флагштоке. Поднимается он также на береговых сигнальных мачтах яхт-клубов и баз (на всю навигацию).
Флаги добровольных спортивных обществ не могут служить кормовыми флагами: на яхтах флаг ДСО несут на правой краспице грот-мачты, а на катерах — на правом ноке реи. В яхт-клубах и спортивных базах флаги ДСО поднимают на правом ноке реи или на краспице береговой сигнальной мачты.
ФЛАГИ РАСЦВЕЧИВАНИЯ. У моряков общепринято украшение судов подъемом гирлянд сигнальных флагов в торжественные дни.
Яхты расцвечиваются флагами МСС-65 между толами мачт и от них к штевням (ноку бушприта, гику кормовой мачты), одномачтовые — от топа мачты к штевням. Принято от форштевня до первой мачты поднимать треугольные флаги, между мачтами — прямоугольные, а от кормовой мачты к транцу — треугольные и прямоугольные с косицами.
Следует иметь в виду, что не принято использовать флаги: В (Браво), Д (Дэлта), С (Чарли), X (Эксрей) и цифры 3 (Тэратри), 9 (Ноувэнайнэ) как имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами, а также флаги, имеющие самостоятельное смысловое значение: G (Голф), Н (Хотэл), Р (Папа) и «Вымпел свода». Набор флагов производится так, чтобы получающееся сочетание их не читалось, а цвета чередовались.
Расцвечивают яхты только во время стоянки.
Торжественный подъем флагов расцвечивания производится в 8.00, в яхт-клубах — по предусмотренному распорядку. В ненастную погоду флаги расцвечивания не поднимают.
Все флаги и вымпелы должны быть чистыми, без каких-либо повреждений. Выцветшие, растрепанные или разорванные флаги отнюдь не придают судну романтический вид скитальца морей, а свидетельствуют о нерадивости команды.
О ПРИВЕТСТВИЯХ. По традиции суда при встрече приветствуют друг друга флагами, или иначе — салютуют. Не доходя до траверза встречного судна приспускают свой флаг на половину высоты флагштока, на половину высоты паруса (на гафельиых судах) или на половину высоты крепления блока флаг-фала на ахтерштаге. Пройдя траверз, флаг медленно поднимают.
При салютовании флагом все находятся на своих местах, не вставая. Особенно торжественная форма приветствия — выстраивание команды на правом (почетном) борту при одновременном салюте флагом. Применяется это в случае, когда на корабле, которому салютуют, находятся государственные деятели, знаменитые люди.
Ответное приветствие флагом обязательно.
Четкость салютования красноречиво говорит о том, каков порядок на яхте. Уместно привести цитату из книги известного советского яхтсмена Н. Ю. Людевига: «Неприятно не получить ответа на свой салют (не желает невежа здороваться!), но еще конфузнее, если тебе отсалютовали, а ты, вследствие того, что запутан флаг-фал или команда вся в каюте и спит, не успеешь на быстром ходу ответить вовремя».
Как вспоминает адмирал Ю. А. Пантелеев, «при любой встрече в море, зная, что на салют ответят, мы первым делом посматривали, все ли чисто за бортом, как прибрана палуба, какой мы сами имеем вид». Он пишет и о том, какую гордость испытывали молодые яхтсмены, когда маленькая яхточка, встретив огромный линейный корабль и салютовав ему, неизменно получала ответ Андреевским флагом.
Общепринято, что при встрече с военными кораблями и торговыми судами яхты салютуют первыми. При взаимных приветствиях двух яхт соблюдаются следующие правила. Яхта, выходящая в плавание, всегда первой приветствует яхту, идущую с моря. Яхта на ходу салютует стоящей на якоре, обгоняющая — обгоняемой.
При плавании по внутренним водным путям салютовать не рекомендуется, так как по пр. 40.1 действующих «Правил плавания по ВВП РСФСР» вертикальное перемещение флага вверх- вниз служит сигналом бедствия. Не принято обмениваться салютом флагами на судах, обычно плавающих в одних и тех же прибрежных районах морей и вообще на внутренних водоемах; не следует салютовать, проходя мимо малых рыболовных судов, катеров и лодок. Во всех подобных случаях, а также и тогда, когда салютование флагом невозможно по каким-либо техническим причинам, рулевые приветствуют один другого, прикладывая правую руку к головному убору или обычным приветственным движением руки; при этом, естественно, необходимо повернуться лицом к приветствуемому судну. Это совершенно достаточный, общепринятый жест вежливости. Но и здесь «самодеятельность» неуместна. Во всяком случае недопустим вариант, когда, как писал в - № 15 адмирал Ю. А. Пантелеев, капитаны встречных яхт «помашут платочком или свистнут в два пальца».
НАЗВАНИЕ СУДНА. Давать судну собственное имя — давняя традиция, имеющая глубокий смысл. Название необходимо, чтобы кратко и точно обозначить именно это судно, выделив его из множества ему подобных. Однако самый выбор названия уже в древние времена диктовался не только деловыми соображениями. Имело значение суеверное желание обеспечить судну благосклонность и покровительство богов, стремление производить эмоциональное воздействие (устрашающее, например) на противника (конкурентов).
Со временем название судна стало играть и все более важную воспитательную роль, помогая формированию у членов экипажа уважения и любви к своему судну. Именно из этих соображений стоит присваивать названия даже самым малым яхтам детско-юношеских классов. Простое — «Утенок» — будет рождать у будущего капитана большую привязанность к своему швертботу, нежели «бездушный» номер. Неслучайно же название своего первого судна яхтсмен запоминает на всю жизнь.
Выбор названия дело не простое и важное именно с воспитательной точки зрения. Нужно подумать не только о том, насколько название благозвучно и как будет выглядеть надпись на борту, но и о том, какие чувства оно будет вызывать у окружающих и у членов экипажа.
Обычно название дается раз и навсегда. Даже при смене владельца переименовывать судно не принято. В этом смысле бытующая на западе легкость замены названий при смене спонсора, финансирующего плавание, не выдерживает никакой критики. Как можно говорить об уважении к 12-летней истории заслуженной английской яхты «Грейт Бритн-II», если в каждой из четырех прошедших за это время кругосветных гонок она участвовала под новыми названиями? Сейчас на ее корпусе и парусах отнюдь не в воспитательных, а в сугубо рекламных целях огромными буквами нанесено название последнего спонсора — норвежского банка...
Иногда борта и спинакеры зарубежных яхт сплошь покрывают огромными буквами, замысловатыми узорами и символическими изображениями. Такая традиция у нас не принята, хотя искусно выполненные надписи на некоторых яхтах действительно украшают их. Все зависит от вкуса заказчика и качества исполнения.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СУДНЕ. Существуют традиционные этические нормы поведения, выработанные многовековой практикой еще парусного флота. Долг каждого капитана соблюдать их и воспитывать команду (в первую очередь личным примером) в духе этих традиций.
Парусный спорт как никакой другой воспитывает характеры и сплачивает людей. Поэтому настоящих яхтсменов всегда отличают развитое чувство долга, верность слову, уважение к членам коллектива, готовность оказать помощь другому, как бы ни было трудно самому. В составе экипажа обычно не уживаются люди, не умеющие работать в коллективе, иждивенцы, лодыри и эгоисты, рассчитывающие на покладистость и трудолюбие своих товарищей. В основе правил поведения на борту яхты (катера и т. п.) лежат сознательное отношение к дисциплине, поддержанию порядка и чистоты и взаимоуважение членов экипажа.
Яхтенная этика предусматривает равное и уважительное отношение к любому из яхтсменов — от ветерана до новичка-юнги. Любая грубость, крик, сквернословие — недопустимы.
На любой яхте принято выражать особое уважение не только к капитану, но и к рулевому, ведущему яхту, независимо от его должности на судне.
Команды подаются четко, но не громче, чем это необходимо, чтобы услышали исполнители. В сложной обстановке матросам следует без всякого напоминания повторять полученную команду: капитан должен быть уверен, что его поняли правильно.
Ни при каких обстоятельствах не полагается громко выражать неудовольствие действиями исполнителей при посторонних. Не следует проявлять раздражительность — торопиться с «разносом». Если, например, вы приняли перед выходом яхтсмена с другой яхты в соответствующей погоде экипировке, но его резиновые сапоги оставляют следы на белой палубе, не спешите делать замечание. Полагается, чтобы провинившийся сам обратил внимание капитана на свой промах и, естественно, ликвидировал «последствия».
Не принято, чтобы находящиеся на палубе стояли (тем более — загораживая обзор рулевому). все должны сидеть. Правила хорошей морской практики подсказывают еще одно уточнение. Все свободные от вахты члены экипажа должны стараться сидеть лицом вперед по ходу судна: чем больше «впередсмотрящих», тем лучше! Недопустимо мешать работе вахтенных, свешивать ноги или руки за борт, загораживать проходы, сидеть на трапах, релингах и леерах, опираться на фальшборт. Считается некрасивым в теплую погоду лежать или сидеть на рубке: загорать лучше, лежа на палубе.
Курить разрешается только на палубе, находясь с подветра.
При необходимости переговоры с борта яхты всегда ведет только один человек — сам капитан или кто-то по его поручению. Коллективные «переговоры» в несколько голосов считаются недопустимыми.
Заметив какой-нибудь непорядок на другой яхте, следует тотчас же обратить на это внимание ее команды, но сделать это надо обязательно в спокойной и доброжелательной форме.
Следует избегать нарушений покоя и тишины в гавани (особенно вечером и ночью) криками, ревом работающего на «самый полный» двигателя, громкой музыкой и т. п. В то же время стройное пение или игра на музыкальных инструментах никогда дурным тоном не считались.
Свистеть на яхте не принято.
При общении с экипажами других яхт соблюдается определенный этикет. Посещать прибывшую яхту принято не ранее чем через полчаса надо дать время привести все в порядок после похода. В тех случаях, когда капитан считает посещение своего судна нежелательном (например, во время приборки, судовых работ), на правой краспице поднимается синий квадратный флаг, означающий — «Капитан на берегу». Если поднят квадратный белый флаг — «Команда обедает», это также значит, что визит на яхту следует отложить.
Перед тем как вступить на палубу чужого судна, полагается спросить: «Прошу разрешения на борт» («Прошу разрешения пройти по палубе — перенести конец» и т. п.).
При посадке в шлюпку (тузик) первым всегда садится самый младший по возрасту, а последним — старший. Это делается из уважения к старшему. чтобы ему не приходилось тратить время на ожидание.
На яхтенном тузике флаг или вымпел нести не принято. Название яхты, которой он принадлежит, пишут на внутренней стороне транцевой доски.
О ГОСТЕПРИИМСТВЕ. Доброжелательный прием и всяческая помощь на берегу — также одна из старых этических традиций, которая ныне, увы, далеко не всегда соблюдается в некоторых яхт-клубах, спортбазах и стоянках.
Адмирал Ю. А. Пантелееве возмущением рассказывал, как однажды непогода принудила его укрыться на швертботе в гавани яхт-клуба ЛКИ. На берегу и на бонах никого не было, однако не успели взять рифы на гроте, как раздался грозный голос неведомо откуда появившегося начальника: «Кто разрешил швартоваться? Немедленно уходите!». Задерживаться после такого, с позволения сказать, «приема» не хотелось, настроение было испорчено.
Комментировать такой эпизод смысла нет. Приведем лучше хотя бы один более типичный пример. При переходе в Выборг на одной из старых яхт по недосмотру сломался бушприт. Убрали кливер, завели временный штаг, легли на обратный курс. В связи с дальнейшим усилением ветра, опасаясь за целость грот-мачты, капитан принял решение зайти в ближайший — Кронштадтский — яхт- клуб, чтобы завести более надежный стоячий такелаж. В яхт-клубе, принимая концы, сразу же поинтересовались — не нужна ли помощь? Тут же открыли мастерскую, подобрали материал, помогли изготовить, установить и раскрепить новый бушприт.
ОБ ЭСТЕТИКЕ. Парусная яхта — одно из самых эстетичных творений человека, с древних времен старавшегося, по выражению Карла Маркса, «созидать по закону красоты». В проектировании современных спортивных судов все чаще принимают участие специалисты по дизайну. Чтобы яхта (катер) хорошо смотрелась на фоне моря и неба, художники подбирают цвета окраски корпуса.
Опрятное и нарядное спортивное судно с белоснежными парусами — достойная визитная карточка яхт-клуба. И поддерживать этот внешний вид, чистоту и образцовый порядок — обязанность каждого члена экипажа (В упоминавшемся «Руководство» Г. В. Э ш а сказано: «Главной характеристикой настоящего яхтсмена является заботливость об опрятном, если не щегольском виде своего судна и о поддержании на нем определенного порядка. Обязывает к этому самый флаг яхты»). Разумеется, чисто эстетические требования здесь очень тесно переплетаются с законами хорошей морской практики. Практически любые яхт-клубовские правила оговаривают, что: «Палуба и борта должны быть чистыми, металлические части надраены или окрашены, такелаж обтянут... и т. д.». Нечего и говорить о важности чистоты и порядка в помещениях яхты.
Ничто не должно свисать за борт и волочиться по воде. Все фалы, швартовы и шкоты должны быть собраны в аккуратные бухты и удобно уложены; все концы должны иметь марки.
К сожалению, бывает у нас и так, что прекрасный вид элегантной «белокрылой» и «белоснежной» яхты обесценивается небрежным, а то и безобразным видом экипажа. Как писал Ю. А. Пантелеев, многие, собираясь в поход, надевают все самое старое, появляются на яхте небритые юноши в линялых костюмах, засаленных ватниках, грязных сапожищах, а «при такой внешности команды нечего и ждать порядка на судне»...
Какой должна быть одежда? Практичной и удобной, соответствующей погоде и характеру работы на яхте, аккуратной, чистой, а по возможности красивой и одинаковой для всех членов команды. Последнее обстоятельство немаловажно с воспитательной точки зрения: единообразие (форменный вид) одежды, наличие на ней какой- то общей эмблемы или надписи подчеркивает принадлежность к определенному коллективу и дисциплинирует, повышает ответственность за поведение каждого из членов экипажа.
Отсутствие единых требований к экипировке предполагает свободу выбора, однако в подходе к парадной форме яхтсменов существует полная определенность. Это обязательно синий двубортный пиджак, серые или белые брюки, фуражка с чехлом (цвет по сезону) и значком яхт-клуба.
В заключение хочется напомнить слова Юрия Александровича Пантелеева из уже цитировавшейся его статьи «О флаге, этике и эстетике», помещенной в «КиЯ» № 15: «Поднятые вопросы тесно связаны. Все они касаются очень тонкой и сложной области воспитания высоких моральных качеств нашей замечательной молодежи, ибо настоящий спорт это не только выращивание чемпионов, но и воспитание настоящих патриотов своей Родины».

О происхождении слов • Почему мы так говорим.

А. АЛЬБОВ
Представляет интерес хотя бы краткое знакомство с происхождением слов — основных понятий, используемых в этой статье.
ВЫМПЕЛ — попало в наш морской язык в начале XVIII в. из голландского, где wimpel — означает знамя, флаг. Ученые прослеживают историю этого слова дальше. В голландский язык оно попало из древне-немецкого, где winfila — значило платок, покрывало.
ДИСЦИПЛИНА — заимствовано опять-таки при Петре I и ведет историю от латинского слова учение (от discere — учиться). Первоначально это слово означало «наука» и лишь позже под влиянием палочной дисциплины в средневековых школах, приобрело значение «строгий порядок».
ЗАКОН — общеславянское слово, образованное с помощью приставки «за» от забытого уже «конъ» — предел, начало, граница (вспомним производные от него — «конец», «исконный»). Буквально «закон» некогда означало «то, что за пределом, что было изначально». Любопытно, что в славянских языках значение этого же слова приобрело дополнительные оттенки: в украинском — исповедь, причастие, в болгарском и сербо-хорватском — обычай, вера, в польском — завет.
ПРАВИЛО — попало из старо-славянского языка; образовано с помощью суффикса «ло» от слова «правити» — «устанавливать, поправлять, наставлять», в свою очередь производного от «правый».
ПРИВЕТСТВИЕ — образовано из древне-русского слова «приветити» — «приветствовать», производного от «ветити» — говорить, «ветъ» — совет (сравни — «витийствовать, завет, навет»).
САЛЮТ — заимствовано через французский или немецкий языки из латинского salus — приветствие, пожелание благополучия, здоровья (ср. наше «здравствуй»). Впервые употреблено в «Уставе морском» 1720 г. Любопытно, что от этой же основы (от лат. salve — «здравствуй») через немецкий язык произошло и слово «залп» (раньше оно применялось только к приветственной стрельбе, т. е.— артиллерийскому салюту).
СИГНАЛ — заимствовано в начале XVIII в. из французского языка, происходит от латинского signum — «знак».
ТРАДИЦИЯ — от латинского traditio — «передача, предание»; первое значение этого слова — устная передача исторического материала.
УВАЖЕНИЕ — заимствовано в XVIII в. из польского языка; производное от uwaga — «внимание».
ФЛАГ — заимствовано при Петре I (около 1699 г.) из голландского языка (vlag) или немецого (Flagge).
ЭМБЛЕМА — заимствовано при Петре I через латинский язык из греческого emblema — «вставная часть, выпуклое украшение». Некоторое время писалось и произносилось как «емвлима».
ЭСТЕТИКА — произошло от греческого aisthesis — «ощущение, чувство». Как наука об объектах чувственного восприятия сформировалась после выхода в свет сочинения франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена «Aesthetica» (1750).
ЭТИКА — заимствовано при Петре I через польское etyka из латинского и греческого ethica — «нрав, обычай».
ЭТИКЕТ — по происхождению тождественно слову «этика». Заимствовано в XVIII в. из французского etiquette или немецкого Etikett. Это слово получило распространение благодаря принятию французского придворного церемониала при венском дворе» а затем и в других европейских столицах. От той же французской основы и наше «этикетка».v ЯХТ-КЛУБ — заимствовано, скорее всего, из английского языка (yacht-club). Первая составляющая слова — «яхта» (впервые упоминается в «Уставе морском» 1720 г.) из голландского yacht, которое восходит к глаголу jagt— «охотиться, преследовать». Вторая составляющая — английское слово, означающее «объединение людей»; как ни странно, восходит, вероятно, к древне-исландскому klubb — «большая палка, дубина».
свернуть текст