Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Психологическая совместимость экипажа
в дальнем плавании.

Андрей Фоминцев
«Катера и яхты» №6(216) 2008 год с.112-113
Этот материал родился из наблюдений в пятилетнем кругосветном плавании на катамаране «Благовест», рассказов наших коллег- круизеров, практики психологических тренингов, а также многолетнего опыта руководства туристскими группами.
Исходя из этого, могу сказать, что правильный подбор экипажа парусной яхты в дальнем плавании - это 90 процентов успеха всего предприятия. Тема это большая, и в пределах журнальной статьи можно только обозначить несколько основных моментов.

Команда и общая цель.

Общая цель - это мощная объединяющая сила для команды. Если ее поставили перед собой все члены команды, то успех в соревнованиях или иного рода мероприятиях будет более вероятен, чем у членов экипажа с разнонаправленными целями. Речь идет о не очень долгосрочных проектах, рассчитанных не более чем на несколько месяцев. Сложнее обстоит дело с экипажами, отправляющимися в круизные плавания, дальние или кругосветные путешествия. Начиная с какого-то момента, по нашему опыту - примерно с шести месяцев пути, целеполагание меняется. Ведь вначале чело век ориентируется на идеальное представление о путешествии, реальность же вносит довольно значимые коррективы в этот образ. Сложности путешествия, монотонность, накопившаяся усталость, различного рода стрессы заставляют человека переосмысливать происходящее и все чаще задаваться вопросами, зачем мне это нужно, правильно ли я выбрал свой путь и т. д. Если на них долго не находится ответа, а сложности продолжаются, то появляется желание любыми способами завершить путешествие. Для того чтобы сохранить команду, руководителю необходимо творчески поддерживать непрерывность совместного целеполагания, наполняя цель новыми смыслами, вдохновляя и показывая пример. Можно вспомнить, что раньше в нашей стране в долгосрочных трудовых и военных проектах эту роль выполняли специальные люди - комиссары.
Иногда, если атмосфера в команде очень благоприятная, то общая цель для отдельных ее участников может отойти на второй план ради психологического комфорта в команде. Самое оптимальное, если сам процесс длительного путешествия становится определяющим интересом.
Понимая это, опытный руководитель такого плавания попытается создать в группе атмосферу творчества и самодостаточности.

Деспотия или демократия.

Есть такая поговорка: «Каждый народ достоин своего правителя». Это правило справедливо и для малых групп. Естественный принцип формирования экипажа здесь прост: руководитель определенного типа должен подбирать предрасположенные к этому типу руководства людей. Одни любят «твердую руку», другие уживаются только в демократическом обществе. В этом смысле нет плохого руководителя, есть плохо подобранная команда. В любом случае в хорошей команде должна установиться уравновешенная система отношений, вне зависимости от стиля руководства.

Если друг оказался вдруг.

Обязательный принцип подбора команды - это многоуровневая проверка. Очень часто руководитель останавливает свой выбор на человеке с необходимыми профессиональными навыками, но мало придает значение психологической совместимости. В результате возможны многомесячные страдания всей команды от кого-нибудь одного «гада», который портит всем настроение и общую атмосферу на яхте. Это может обернуться даже распадом всего коллектива.
Чтобы такого не случилось, до отплытия в дальнее плавание нужно обязательно протестировать будущего кандидата в специально созданных для этого условиях. Самым лучшим будет плавание или поход куда-нибудь, в котором вы как бы спонтанно создаете критическую ситуацию и наблюдаете, как человек поведет в ней. Это может быть простым событием, например, якобы поломка двигателя и вынужденное ожидание, в то время как кандидату до зарезу нужно домой. Или создайте ситуацию с ограничением какого-либо рода ресурса, например с подпорченными продуктами и необходимостью ужимать всех в питании или, наоборот, с изобилием. Как при этом человек поведет себя, нужно очень внимательно отследить, а затем обсудить с основным костяком экипажа. Важно обращать внимание на наличие эгоистических замашек, на способность предавать, даже в малом, на превознесение себя и тому подобные моральные недостатки. С рядом характерологических особенностей, таких как медлительность, занудство, неряшливость и т.д., вполне можно смириться, но с моральными деформациями - никогда.
Поэтому ни в коем случае не стоит делать снисхождение в пользу «полезности» данного члена в ущерб его человеческим качествам. В длительном плавании вы пожалеете об этом, но будет уже поздно. Поэтому не бойтесь сказать твердое «Нет!». Как поет Владимир Высоцкий, «ты его не брани, гони, вверх таких не берут, про таких не поют».
А нужный человек обязательно появится, как говорится, «свято место пусто не бывает».

Найти свое место.

Для каждого человека в дальнем плавании, как и в повседневной жизни, необходимо найти свое место, иметь возможность само реализоваться, т. е. проявить свои таланты, способности, умения, профессиональные и человеческие потенции, стать полезным, нужным и т. д. Сели этого не происходит долгое время, то люди начинают чувствовать потерянность, бесполезность, впадают в депрессию и могут совершать непредсказуемые поступки. Руководитель должен так распределить роли в команде, чтобы каждый был органично вписан в экипаж согласно его талантам. Если кто-то смотрел художественный фильм «Школа рока», то вспомнит, как заядлый рок-музыкант, волею судьбы ставший учителем в школе, смог так организовать свой класс, чтобы максимально выявить и развить таланты всех, не забыв и о себе. Вот образец идеального руководителя.
Здесь необходимо также дать возможность каждому реализовывать свое любимое хобби, тогда человек сможет удовлетворить эту свою фундаментальную потребность.

К беде ли женщины на корабле?

Что лучше, однополые или смешанные экипажи? Могу однозначно ответить – смешанные. Более того, лучше, если это буду т уже сложившиеся пары. Как ни гляди, однополые команды это не совсем гармоничные коллективы. Может быть, во время войны или в напряженных спортивных соревнований это необходимо, но. когда речь идет о длительном круизном плавании, женская и мужская энергетики в команде должны быть сбалансированы. По нашему опыту встреч с огромным количеством круизеров, женщины на корабле берут на себя бремя корабельных забот не в меньшей степени, чем мужчины. Конечно, они не копаются в двигателях, хотя случается и такое, их дело создавать уют, проявлять заботу и дарить любовь. Очень редкий мужчина выдержит долгое время без этого. Так что естественное разделение функций в длительном плавании рождает необходимую гармонию. В подавляющем большинстве круизеры путешествуют семейными парами, однако встречаются и постоянные устойчивые экипажи, состоящие из нескольких семейных пар. И только один раз мы видели экипаж из двух девушек, идущих вокруг света. Думаю, что не только у нас родились нездоровые подозрения на этот счет.

Об искренности отношений.

Любой россиянин знает, что время от времени ему необходимо излить душу, пооткровенничать, поплакаться в рубашку, т. е. высказать наболевшее, быть услышанным и понятым. Наверное, во многом это наша российская особенность. Мужчины обычно это делают за стаканчиком крепкого винца, а женщины - в пересудах о том о сем. Эти процессы, кажущиеся естественными в городской жизни, в путешествии могут затормозиться по разным причинами, например, из-за физических или моральных перегрузок либо из-за возникающих микроконфликтов в группе. Ведь члены экипажа не имеют возможность уйти с яхты, а на берегу иноязычная среда, фактически тот же вакуум общения. Внутреннее напряжение может нарастать в душе, как снежный ком, рождая уродливые формы невысказанных обвинений и воображаемых отмщений. Людям бывает трудно начать откровенничать друг с другом. Тут роль капитана состоит в том, чтобы провоцировать подобное и не допускать, чтобы напряжения копились и люди оставались с ними один на один. Конечно, лучше всего, если это произойдет не в форме всеобщей попойки, но если по другому не удается, то из двух зол лучше выбрать гармонию в коллективе, предотвратив тем самым разрушительный конфликт.

Конфликты и способы их разрешения.

Если все-таки конфликт возник, то разрешать его придется своими силами, что очень непросто, поскольку чаще всего в него во влечены почти все члены команды. В данном случае мы говорим о небольшом круизном или спортивном судне. Как известно, для этого обычно привлекается незаинтересованная третья сторона. На яхте также необходимо выбрать наиболее не вовлеченного в конфликт члена экипажа и, постаравшись отбросить личные амбиции, доверить разрешение конфликта ему. И неважно, мудр он или глуп, главное, чтобы конфликтующие стороны услышали и увидели с его помощью самих себя, а не только собственные аргументы. Если же капитан будет решать конфликт «железной рукой», то он рискует загнать его в недра подсознания каждого из участников, и это станет бомбой замедленного действия, которая может взорваться в самое непредсказуемое время.

Принимать другого или выпускать пар.

Часто в голливудских боевиках мы видим, как крутой парень, доведенный до отчаяния обстоятельствами или действиями какой-либо персоны, «выпускает пар»: вымещает накопленную энергию гнева на чем-нибудь или ком-нибудь. В Японии для этих целой даже используются резиновые куклы с лицами начальников.
В условиях дольнего плавания в небольшом экипаже я бы не рекомендовал применять такой способ. Более универсальным, хотя и более трудным, является способ выработки в себе терпения, принятия другого как он есть. Надо научиться видеть ситуации как бы со стороны и превращать трагизм в юмор. Это требует своеобразного усилия и может быть обозначено как своего рода «духовная практиках». Однако в целом длительное яхтенное плавание, кругосветка в частности, - это не простая прогулка, а деятельность, которая требует трансформации сознания, в противном случае серьезные сложности неизбежны.
Материалы предоставлены Национальной Ассоциацией Шкиперов
свернуть текст