о яхт-клубе

В 1909 г. в Стрельне был открыт первый в россии яхт-клуб для рабочих. Он предназначался для рабочих Путиловского завода и содержался на средства Николая Путилова. Императорский Невский яхт-клуб долго не мог смириться с участием яхтсменов-рабочих в городских соревнованиях.
Юхнёва Е.Д. Из Петергофа в Срельну по Царской (Нижней) дороге XIX век (Путеводитель). — Санкт-Петербург, «Паритет», 2005
Парусный Стрельнинский клуб был образован из Стрельнинского отделения С.-Петербургского Парусного клуба. Отделение было торжественно открыто 6 июня 1893 г. в пригороде С.-Петербурге с. Стрельна. 27 сент. 1907 г. в Морском министерстве был утвержден рисунок флагов и вымпелов самостоятельного Стрельнинского Парусного клуба. Он был одним из яхт-клубов, созданных в пригородах С.-Петербурга состоятельными дачниками. В тот же период были созданы другие «дачные» яхт-клуба — Сестрорецкий и Териокский. С 1913 г. клуб стал давать объявление о своей деятельности в справочнике «Весь Петербург». Вступительный взнос составлял 5 руб.; годовой взнос в 1912 ?1913 гг. равнялся 15 руб., а в 1917 в связи с инфляцией вырос до 30 руб. Командором клуба долгое время был Владимир Владимирович Арнольд, управляющий в железнодорожной службе, связанный также с Институтом путей сообщения. Он занимал должность председателя Стрельнинского отделения ОСВОД. Совмещение руководства яхт-клубом и местным отделением ОСВОД было довольно распространенной практикой по России. Также в яхт-клубе состоял Г.В. Шретер, гражданский инженер, архитектор Демидовского учебного заведения, и Г.Ф. Штурм — совладелец уксусного завода.Стрельнинский яхт-клуб устраивал гонки, привлекавших многих яхтсменов. Среди них был А.П. Пантелеев, актер «Александринки», отец адмирала Ю.А. Пантелеева. Молодой Ю.А. Пантелеев вместе с отцом принимал участие в гонке, о которой оставил воспоминания. Эта гонка состоялась в 1910 г., когда автору воспоминаний не было и 10 лет от роду. Процитируем его: "На "Флирте«[название швертбота — ред.] мне довелось и первый раз в жизни побывать на гонках. Это были гонки, устроенные Стрельнинским яхт-клубом. Помню, что из Мартышкина [дачная местность в окрестностях Петербурга, где летом жили Пантелеевы — ред.] мы вышли утром. До Стрельны дошли быстро и увидели на далеко выступавшем в море молу массу людей, пришедших сюда полюбоваться гонками. Там же гремел оркестр местной пожарной команды. На якорях близ здания клуба уже стояли несколько яхт. К 12 часам мы вытянули «Флирт» на старт. Первыми дружно пошли швертботы. «Флирт» оказался в первой тройке. Гонимый легким западным ветерком, наш швертбот шел неплохо. Предстояло пройти многомильный маршрут по сторонам треугольника, на углах которого стояли поворотные вешки. «Флирт» был первым, хотя временами нас догонял «Огонек», швертбот из Мартышкина. На руле «Огонька» сидела Катя Савельева, студентка консерватории. Мальчишки в Мартышкино звали ее девушка-капитан. Я торжествовал — мы выигрывали гонку. Но, как оказалось, радовался преждевременно. Оставалось обогнать последний знак и потом попутным ветром — к финишу. Поворот предстоял сложным — «через фордвинд», т.е с пересечением линии ветра кормой. При таком повороте парус легко переходит с одного борта на другой. В момент поворота я встал во весь рост, чтобы лучше видеть, как вслед за «Флиртом» начинает поворачивать наш соперник «Огонек». Встал, и тут же был сброшен переходящим на другой борт парусом. Плавать умел, вода теплая... Беда в другом — пока отец маневрировал у знака, чтобы взять меня на борт, вперед ушел не только «Огонек», но и остальные швертботы, участвовавшие в гонках. Пришлось пойти прямо в «Стрельну», к яхт-клубу. Ужасный для меня получился день: во-первых, отец сказал, что я еще не дорос до гонки, во-вторых, пришлось терпеть насмешливые улыбки мальчишек, когда в Стрельне шел к зданию яхт-клуба. Ведь они видели мокрую одежду и понимали, что из-за меня проиграли гонку". Стерльнинский яхт-клуб,в отличие от большинства Российских аналогичных организаций, не прекратил своего существования после революции 1917 г., а продолжал действовать, на его базе действовало Морское училище.
Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов book.nationalclass.ru
Наверное, это произошло оттого, что еще в 1909 году рядом с аристократическим Парусным появился яхт-клуб Путиловского завода – первый в России яхт-клуб для рабочих. Он предназначался для рабочих и служащих Путиловского завода и Нарвской заставы и содержался на средства Николая Путилова. Датой его рождения считается 22 июня 1909 года. Императорский Невский яхт-клуб долго не мог смириться с участием яхтсменов-рабочих в городских соревнованиях. После революции Стрельнинский яхт-клуб и его постройки был передан сперва Всевобучу, а затем Петроградскому городскому отделу народного просвещения – под детскую водноспортивную базу. С 1939 года его хозяевами вновь стали спортсмены бывшего Путиловского, а ныне Кировского завода. В то время в распоряжении яхтсменов было 25 судов различных классов, число занимавшихся парусным спортом достигало 150 человек. Во время Великой Отечественной войны здание яхт-клуба сильно пострадало. Фотография, сделанная вскоре после освобождения Стрельны в 1944 году, дает представление о том, как выглядел старый спасательный пост. Позднее остатки обгоревшего здания были разобраны.
В 1958 году на сохранившемся фундаменте был построен одноэтажный бетонный дом с мезонином – новое здание специально для яхт-клуба и ОСВОДа.
В 1981 году в Стрельне завершается строительство яхт-клуба Кировского завода. Фактически создается не просто яхт-клуб, а крупная водноспортивная база, позволяющая развивать не только парусный, но водно-моторный, водно-лыжный и другие виды спорта.
"В живописном пригороде Ленинграда - поселке Стрельна завершается строительство яхт-клуба Кировского завода. Фактически создается не просто яхт-клуб, а крупная водноспортивная база, позволяющая развивать не только парусный, но водно-моторный, водно-лыжный и др. виды спорта. Яхт-клуб Кировского завода имеет долгую и славную историю. Датой его рождения считается 22 июня 1909 г. В тот день в Стрельне был открыт яхт-клуб рабочих и служащих Нарвской заставы. После революции Стрельнинский яхт-клуб был передан сперва всевобучу, а затем петроградскому городскому отделу народного просвещения - под детскую водноспортивную базу. С 1939 г. его хозяевами вновь стали спортсмены бывшего Путиловского, а ныне Кировского завода. В то время в распоряжении яхтсменов было 25 судов различных классов, число занимавшихся парусным спортом достигало 150 человек. Как выглядит сейчас то место, где 72 года назад был основан Стрельнинский ячт-клуб? Рассказывает Николай Николаевич Сухов, возглавляющий работу яхт-клуба уже 11 лет: "Яхт-клуб Кировского завода расположен на южном берегу Невской губы рядом с Константиновским парком. В связи с повышенными архитектурными требованиями к сооружениям, возводимым в исторических местах, и отсутствием типовых решений Госстрой СССР разрешил разработку индивидуального проекта водноспортивного комплекса.
За последние годы здесь сооружены кирпичные эллинги, оборудованы механическая, парусная, столярная и др. мастерские. Спортсмены после тренировок и соревнований могут отогреться в сауне. Построены слипы для спуска судов на воду. Фарватер имеет глубину 3 м, ширина входа в гавань 70 м. Гавань, защищенная волноломом высотой 2 м, рассчитана на стоянку 170 яхт всех классов. Есть и специальные бочки для стоянки крупных судов. В настоящее время строится главное административное здание с простоным спортивным залом, киноконцертным залом, рассчитанным на 250 мест, учебными классами, лыжной базой для сдачи норм ГТО. Уже сейчас на водноспортивной базой занимается около 300 яхтсменов".
(журнал "Катера и яхты" №1(89) 1981 г
Еще через 20 лет в полностью перестроенном здании яхт-клуба разместится пресс-служба Дворца конгрессов первого лица новой России. Яхт-клуб находится в месте впадения Портового канала в Финский залив. В северо-западной части территории на побережье Финского залива построен 800-метровый причал, обеспечивающий стоянку не только «Метеоров», на которых прибывали гости в дни юбилея Санкт-Петербурга, но и более крупных пассажирских судов, а также катеров и яхт. Небольшая гавань защищена со стороны моря построенными молами - волноломами и соответствующим навигационным оборудованием. Неподалеку от причала возведено здание пресс-центра из стекла и бетона, в котором расположены конференц-зал, представительские помещения, оборудованные современными средствами связи, ресторан, кафе, бары. Рядом находится скульптурная композиция "Царская прогулка", подаренная худ.-скульптором Михаилом Шемякиным к 300-летию города.
Начиная с 2015 года яхт-клуб закрылся на реконструкцию для превращения в парусную марину Дворца конгрессов. Яхты постеренно меняли свой порт приписки, уходя в другие яхт-клубы города.
К концу навигации 2016 года в яхт-клубе осталась стоять только часть эскадры Морской школы Московского района : суда "Арлекин", "Денвер", "Вега", "Таисия".