Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


Лодка в шлюзе.

В. П. Пальянов
«Катера и яхты» №2(058) 1975 год с.42-43
Как проходить шлюзы на маломерном судне? Какие требования предъявляются к судну, к экипажу? Какие нужны для этого документы, каким подчиняться сигналам? — Эти и многие другие вопросы интересуют любителей водно-моторного туризма и дальних спортивных плавании, особенно на реках Европейской части страны, где почти все они перегорожены плотинами.
Как известно, шлюз — это гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема и спуска судов на величину перепада уровней воды. Но, к сожалению, строители и проектировщики в свое время не учли, что через шлюзы пойдут не только баржи и «Метеоры», но и небольшие моторные лодки. Среди ста пройденных мною на моторке шлюзов попался только один — Перервинский на Москва-реке, специально построенный для небольших катеров в стороне от большой камеры. В подавляющем же большинстве мотолодкам приходится шлюзоваться вместе с большими судами в обшей камере.
С интенсивным развитием водного туризма и спортивных плавании участились и несчастные случаи при шлюзовании. И чаще всего — от нeзнания правил. Порой видишь, как новичок мечется в камере, не зная, что ему делать. Громада бетонной коробки действует подавляюще, а тут еще диспетчер что-то кричит по радио, а что — трудно разобрать из-за резонанса. Вот почему диспетчерские службы весьма неохотно шлюзуют маломерные суда.
Шлюз — это объект повышенной опасности, и только дисциплина — строгое соблюдение всех правил гарантирует успешное его прохождение.
Прежде чем сесть за руль, а тем более — отважиться шлюзоваться, вы должны получить удостоверение на право управления маломерным судном. Ваш катер должен пройти технический осмотр, нужно иметь все документы и необходимое снабжение. В удостоверении на годность к плаванию, судовом билете или судовом свидетельстве должна быть запись, разрешающая плавание в районе, где расположен данный шлюз. Без соблюдения этих формальностей диспетчер вправе не допустить мотолодку к прохождению шлюза.
Итак, вы подходите к шлюзу снизу вверх по реке. Учтите, что лодкам и катерам шлюзоваться разрешается только в светлое время суток: если вы чувствуете, что через 2—3 часа будет темно, не спешите в подводной канал и не пытайтесь получить разрешение на проход шлюза. Вы убьете массу времени и, не получив разрешения, в темноте рулете вынуждены искать место для ночлега. Спать в лодке вблизи шлюза опасно — всю ночь здесь будут проходить суда, буксиры таскать плоты, уровень воды будет постоянно изменяться. Лучше засветло найти удобную бухточку в 4—5 км ниже плотины и, расчалив лодку, спокойно ждать утра.
Желательно, чтобы в лодке при шлюзовании было два человека; лишних высадите вблизи шлюза на берег, пусть они прогуляются пешком — времени будет достаточно. При подходе к шлюзу с правой стороны вы увидите бетонную причальную стенку для швартовки судов, ожидающих шлюзования. К ней не становитесь— это причал для больших судов; лучше встать у берега в более безопасном и удобном месте. На упомянутом бетонном причале есть телефон прямой связи с диспетчером; если найти его не можете, спросите у персонала. Снимите трубку, представьтесь — куда и с какой целью идете — и просите разрешение пройти шлюз. У вас могут попросить документы — держите их при себе. Диспетчер скажет, с каким судном и когда вы можете зайти в шлюз. Как исключение, если камеру предстоит наполнить для пропуска судов, идущих сверху, лодку могут пустить в камеру одну.
Наконец вы получили разрешение диспетчера шлюза и дождались подхода судна, с которым вам разрешили шлюзоваться. Но не спешите в открывшиеся ворота — первыми в камеру заходят большие суда. Находитесь на плаву в поле видимости диспетчера, чтобы он знал, что вы готовы. Дождитесь, пока судно ошвартуется окончательно и, если горит зеленый входной светофор, заходите в шлюз, становитесь на место, указанное диспетчером. (На бочку именно с тем номером, который вам указали. — диспетчер лучше знает безопасное место в камере).
Если вы услышали, как что-то объявляют по трансляции и не смогли разобрать, выключите двигатель и ждите повторения. Вас могут, например, попросить выйти из шлюза на время, если на подходе есть еще большие суда и диспетчер намерен их ждать.
Не становитесь под корму стоящего судна — на нем могут работать винты при наполнении камеры шлюза.
Не суетитесь и не спешите, становясь у бочки. На вас обязательно должны быть надеты спасательные жилеты или нагрудники. Вам придется сейчас работать стоя, рымы у бочек находятся очень высоко и стоит немалых трудов закинуть на них швартовные концы. Концы на рымах завязывать не надо — они должны бить пропущены «серьгой».
Свободные концы к лодке не привязывайте, держите их в руках. За борт спустите кранцы: при наполнении вода в камере неспокойна и лодку будет бить о бетонную стенку. Стоять и сидеть на борту во время шлюзования не разрешается. Потерпите. Самое трудное — попасть в шлюз, а это у вас уже позади. Ожидание подходящего судна длится порой 3—4 часа, а само шлюзование занимает 15—20 минут.
На большинстве же наших шлюзов становиться на лодках к бочке не разрешается, и нужно швартоваться к борту уже стоящего в шлюзе судна. Надежно расчалив лодку, экипаж должен покинуть ее и все время наполнения камеры находиться на борту судна: такое требование про-диктовано соображениями безопасности.
Позаботьтесь, чтобы стекло вашей лодки не разбило о привальный брус судна.
Будьте внимательны. Судно может сорвать со швартовых, особенно если оно не самоходное, и навалить на противоположную стенку шлюза. Так случилось с нами в 1970 г., когда лопнули швартовы и три бетонных плавучих причала навалило на стенку камеры. Только чудом удалось вытолкнуть лодку в безопасное место. Вот почему нежелательно, если даже вам разрешили, становиться на бочку под борт несамоходного судна. Не рекомендуется также проходить близко к верхним воротам, где при наполнении камеры самое неспокойное место.
Но вот камера заполнена, и в ней стало спокойно. Можно сесть в лодку и приготовиться отдать швартовы. Подготовьте двигатель. Если суда стоят в один ряд у стенки и есть достаточно места, лучше уходить из камеры первыми, но обязательно дождитесь зеленого огня выходного светофора. Пока не открылись ворота, можно пройти в верхний конец камеры. Если нет возможности уйти из камеры первыми, старайтесь не попасть в кильватерную струю работающих винтов —лодку может сильно ударить о бетонную стенку. Если шлюзуются крылатые суда, постарайтесь выйти раньше них: они обычно выходят на большой скорости и при старте создают опасную волну.
При выходе из шлюза будьте внимательны! Здесь много судов.
Если вы намерены продолжить путь дальше, посмотрите на погоду, ведь ваш дальнейший путь идет по водохранилищу. Небольшом ветер создаст только рябь в узком русле реки при подходе к шлюзу, а на открытом водохранилище может быть уже приличная волна. А если ветер 3—6 баллов? Взвесьте возможности — свои и своей техники. (Кстати, можно узнать сводку погоды у диспетчера шлюза.)
Несколько советов на тот случай, если вы подходите к шлюзу сверху.
Па рейде зачастую можно видеть плоты, которые готовят к шлюзованию. Правая камера шлюза, как правило, плотогонная, но не советую заходить в шлюз вместе с плотом! Мне по неопытности удалось раз упросить плотогонов прошлюзоваться с плотом; мы вытащили лодку на плот, а когда буксир потащил его в камеру, мое суденышко чуть не раздавило бревнами. После этого случая я равнодушно провожаю взглядом уходящие в камеру плоты.
Опускаться значительно проще и безопаснее.
Если вам разрешили стать к бочке, то становитесь сейчас же ближе к верхним воротам: тут спокойнее. Концы не завязывайте — бочка может «зависнуть», и лодка повиснет вместе с ней.

О правилах шлюзования.

В. М. Мочалов —главный диспетчер Управления Канала имени Москвы
Д. С. Федосеев —яхтенный капитан.
«Катера и яхты» №3(067) 1977 год с.22-23
Шлюзование — одна из самых сложных, а порой и опасных операций, выполняемых малыми туристскими судами при плавании по внутренним водным путям. К сожалению, единых для всех шлюзовых систем правил шлюзования, разработанных специально для малых судов и учитывающих их специфику, не существует. Судоводители-любители вынуждены руководствоваться теми же документами, регламентирующими безопасность плавания, что и судоводители больших транспортных судов. Шлюзование маломерных судов зачастую производится, как предписывают правила плавания, «по усмотрению начальника вахты шлюза».
Статья В. П. Пальянова «Лодка в шлюзе», помещенная в «КЯ» N 58, вызвала большой интерес у судоводителей-любителей. Она содержит ряд полезных советов, которыми стоит воспользоваться, однако в то же время некоторые ее рекомендации, на наш взгляд, ошибочны и могут ввести в заблуждение начинающих, малоопытных капитанов прогулочного флота.
Так, автор статьи (как и авторы ряда учебных пособий) советует швартовать лодки и катера в камере шлюза к борту крупнотоннажного транспортного судна, хотя одновременно и предостерегает, говоря о том, что это судно может быть сорвано со швартовов и тогда возможен его навал на противоположную стенку шлюза. (Можно представить, что будет с катером, если по тем или иным причинам он не успеет вовремя отойти от борта судна водоизмещением в несколько тысяч тонн и окажется прижатым к бетонной стене!)
Наш опыт говорит о том, что малое судно нельзя швартовать ни к борту крупного транспортного судна, ни к противоположной стенке шлюза на его траверзе. Следует швартоваться только за кормой большого судна и на достаточно безопасном от него расстоянии. В этом случае лодки и катера, естественно, не должны выходить первыми из шлюза (ни в коем случае нельзя выходить раньше судов на подводных крыльях): в случае отказа мотора, а такие случаи, к сожалению, бывают нередко, катер неизбежно окажется стоящим без хода под форштевнем большого судна — в мертвой зоне видимости с его мостика. Суда должны выходить из камеры шлюза в той же очередности, в какой заходили в него.
В статье есть также и другие рекомендации, с которыми трудно согласиться (в отношении количества членов экипажа на борту катера при шлюзовании, нецелесообразности шлюзования за 2—3 часа до наступления темноты и др.).
Управлением Канала имени Москвы на основании накопленного опыта разработаны и введены специальные правила пропуска малых судов через шлюзы. В этих правилах учтены пожелания капитанов московских яхт-клубов и клубов водно-моторного спорта и туризма; они одобрены и согласованы с судоходной инспекцией Московского бассейна. Правила эти изданы в дополнение к «Правилам пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы единой глубоководной системы Европейской части РСФСР» и учитывают специфику шлюзования в Московском бассейне. Считаем, что публикация основных положений этого документа будет полезна для многих судоводителей-любителей.
К шлюзованию допускаются только технически исправные суда, имеющие судовой билет или удостоверение яхты. Регистрационный номер должен быть нанесен на корпусе судна. Кроме того, должен иметься переносный номерной знак (табличка), выставляемый при шлюзовании таким образом, чтобы его было видно с башни пульта управления шлюзом.
Пропуск малых судов через шлюзы осуществляется только в светлое время суток, попутно с транспортными судами и при наличии достаточного по условиям безопасности места в камере.
Регулирование пропуска осуществляется входными и выходными светофорами, имеющими зеленый раз-решающий и красный запрещающий огни. Кроме того, по громкоговорящей сети наружного оповещения начальником вахты шлюза даются те или иные указания, выполнение которых обязательно для всех судоводителей.
Швартовка и стоянка малых судов у причальных устройств, предназначенных специально для стоянки транспортных судов, запрещена. Если шлюз занят, нельзя подходить близко к голове шлюза: при наполнении шлюза катер может быть подхвачен мощным потоком, с которым не всегда справляются даже большие суда.
Катера и лодки могут заходить в камеру шлюза только после захода в нее крупных судов и встают на расстоянии 40 м от кормы последнего крупного судна (40 м — расстояние между швартовными рымами шлюза). Запрещается вставать впереди транспортных судов, запрещается швартоваться к их борту или вставать по их траверзу у противоположной стенки.
Когда собирается несколько малых судов, первыми заходят в шлюз более крупные катера, которые швартуются к стенке. Лодки и небольшие катера швартуются к крупным счалами не более чем в три пыжа (не больше трех).
Вход в камеру шлюза и выход из нее должны осуществляться на минимальной скорости, обеспечивающей управляемость судна. Обгон в камере шлюза и подходных каналах запрещен. Выход малых судов из шлюза разрешается только после выхода крупных транспортных судов.
Лодки и катера можно швартовать за швартовные устройства как двумя, так и одним концом. Не следует закладывать швартовные концы «намертво»; необходимо держать их на руках, закладывая серьгой. При швартовке вблизи стоповых огней необходимо следить, чтобы корпус надстройки или вооружение судна не перекрывали луч фотоэлемента.
Во время шлюзования на катере должны быть готовы к действию весла и буксирные концы. В случае отказа двигателя ближайшее малое судно обязано взять лишенный хода катер на буксир и вывести его из камеры за пределы причальных линий подходного канала.
При неблагоприятных метеорологических условиях (туман, снегопад, ледоход и т. д.) шлюзование малых судов не производится.
За сохранность материальных ценностей, находящихся на борту малого судна, администрация шлюза ответственность не несет.
Управление Канала имени Москвы будет признательно тем читателям, которые дадут свои предложения по улучшению условий пропуска маломерных судов через шлюзы.
свернуть текст