Яхтенная школа

"Если Вам когда-либо довелось выйти в свежий ветер на парусной яхте, встречать восход солнца, поднимающегося из-за горизонта, в открытом море, прислушиваться к гудкам судов,дрейфующих в плотном тумане,и напряженно искать зарницу долгожданного маяка,— вы на всю жизнь полюбили море и парусный спорт. Вы навсегда запомнили удары волн и свист ветра в такелаже. Вы не сможете забыть,как впервые вступили в единоборство со стихией, как впервые почувствовали, что мореходное суденышко послушно вашей воле.После этого вы весь свой досуг стремитесь проводить под парусом...
Для того, чтобы помочь вам в решении целого ряда сложных вопросов, которые неизбежно встают перед яхтсменами-любителями, ниже приведены необходимые материалы, основанные на личном опыте авторов-яхтсменов" -
так ( или примерно так ) начинался 1 выпуск ( в 1963 году ) столь любимого и уважаемого сборника ( теперь уже журнала) "Катера и яхты". Некоторые статьи из его выпусков разных лет, на наш взгляд,не утратившие актуальности и сегодня, мы и приводим ниже, разделив для удобства, на некие условные категории.Справа приведены ссылки на тематические указатели статей этого журнала за разные годы его существования. Там Вы сможете найти то, что интересно Вам, но,возможно, ускользнуло от нашего внимания.

Теория судна

Тематические указатели основных материалов, опубликованных в сборнике (журнале) за прошедшие годы

Морская практика

Общие темы

Навигация

Такелажное дело

Добрые советы

Метеорология

Медицина

Радиосвязь

Ремонт судов

Воспоминания яхтсменов

свернуть текст


250 миль с аварийным рулем.

К. Недялков
«Катера и яхты» №5(105) 1983 год с.60
Шторм, разыгравшийся на Балтике 20 августа 1980 г., хорошо помнят участники гонок на Кубок Балтики. Наша «Былина», обогнув маяк Эландс-Седра-Грунд, неслась на фордевинд со скоростью выше 14 уз под гротом и штормовым стакселем. Скорость ветра превышала 27 м/с, высота волны достигала 6 м. Временами яхта резко бросалась к ветру и удержать ее на курсе стоило больших усилий.
При очередном броске вернуть судно на прежний курс не удалось — что-то случилось с рулем. Яхту развернуло под 45° к волне, несмотря на переложенный на борт румпель. После безуспешных попыток управлять при помощи парусов решили поставить штормовой стаксель и отдать с кормы плавучий якорь. Так дрейфовали почти двое суток. В это время шла кропотливая работа по изготовлению аварийного руля. Из двух футштоков и щитка входного люка, скрепив их длинными болтами, собрали рулевое весло длиной более четырех метров. Щиток служил лопастью, а футштоки — веретеном. Закрепили весло к ахтерштагу и попытались управлять им. Весло прыгало, оголялось и сильно изгибалось в тот момент, когда мы стремились изменить курс яхты. В конце концов футшток поломался раньше, чем нам удалось освоить управление судном с помощью весла.
К утру первых суток мы смогли определить свое место — оказалось, что яхта находится в 20 милях от берега. Значит, через 7—8 часов она могла быть выброшенной на берег, так как на якоря при столь большой волне и сильном ветре рассчитывать не приходится.
Стали пробовать различные варианты, чтобы заставить яхту идти нужным курсом. Поставили грот и попытались управлять судном парусами (как на военно-морских ялах), но из этой затеи ничего не вышло. Яхта приводилась и шла на поворот оверштаг. Пробовали управлять опущенным за корму спинакер-гиком, растянув его на брасах, но эффект был слаб. Однако это навело на мысль — управлять рулевым веслом при помощи брасов. При перемещении весла брасами оно не изгибалось и не ломалось. Хотя и с трудом, но удерживать яхту на курсе стало возможно. Более того, курс (бейдевинд) позволял идти в Вентспилс, где можно было отремонтировать рулевое устройство.
Так как постоянно дергать рулевое весло за брасы было утомительно, экипаж, отцентровав яхту парусами, закрепил подветренный брас (рис. 1). Это освободило рулевого от утомительных операций, а судно ходко пошло под стакселем и штормовым гротом. Мы даже освоили поворот оверштаг и стали хозяевами положения. Около 5 часов утра следующих суток начался непростой маневр входа в порт. Ветер здесь был попутный, судно выписывало зигзаги по всей ширине фарватера. Убрали брасы и старались рулить веслом. Но удержать яхту на курсе не удавалось. С трудом управляя парусами и веслом, довели яхту до закрытой части входного канала, где она ткнулась килем в песок. К счастью, на фарватере не было судов.
При осмотре яхты оказалось, что баллер диаметром 46 мм из нержавеющей стали сломался по месту старой трещины и руль отвалился. По разработанным экипажем эскизам в ремонтных мастерских рыбколхоза был изготовлен навесной руль, который в тот же день закрепили на транце яхты при помощи двух скоб и болтов (рис. 2).
Вечером «Былина» вышла в море и на следующий день благополучно ошвартовалась в Риге. С этим рулем яхта позже вернулась в Ленинград и приняла участие в очередных гонках.


Без руля в открытом море.

«Катера и яхты» №1(107) 1984 год с.30
Поломка руля катера или яхты — авария очень серьезная: при плохо подготовленном экипаже дело может кончиться катастрофой. В то же время известно немало случаев, когда руль выходил из строя (в свежую погоду на попутных курсах ломался баллер; в щепки разбивалось перо руля при посадке на камни; ломалось рулевое колесо при уходе от шквала и т. д.), однако судно благополучно добиралось до берега.
В морской практике известно несколько вариантов изготовления простейшего аварийного руля непосредственно на борту яхты или катера. При наличии на судне инструмента, а в боцманском хозяйство всегда должны быть топор, ножовка, дрель, набор сверл и крепеж, можно сделать рулевое весло с использованием футштока и сланей: так поступил, например, экипаж яхты «Былина» (см. «КЯ» № 105). Годятся также спинакер-гики, дверцы шкафа и пр. К лопасти весла, чтобы она не всплывала, рекомендуется подвешивать груз.
Когда сломано рулевое колесо или румпель, можно управлять судном, пропустив трос со стопорными узлами через заранее просверленное в верхней части пера руля отверстие. Если отверстия нет, трос можно закрепить за струбцину, надетую на перо руля. Концы троса с обоих бортов поднимаются на палубу; па крейсерской яхте выбирать или травить их можно через шкотовые лебедки.
При благоприятной погоде и непродолжительном переходе можно управляться при помощи буксируемого ведра. Каждый конец троса проходит через блок, закрепленный на конце кормового кронштейна-поперечины (им может служить спинакер-гик или футшток), а затем на шкотовую лебедку. Эффект управления достигается путем попеременного выбирания и потравливания этих концов. Иногда используется не ведро, а надувная лодка.
На небольшой яхте можно управляться и вообще без руля — одними парусами, создавая крен и дифферент. Этот способ управления, включая выполнение поворотов оверштаг и фордевинд, широко применяется на соревнованиях шестивесельных ялов. От умения экипажа быстро создавать крен и дифферент будет зависеть устойчивость судна на курсе и осуществление поворотов.
свернуть текст