О нас

"Витязь" - бермудский шлюп однотонного класса, построенный на Таллинской верфи спортивных судов в 1971 году. Он был не первым в серии, которая к тому моменту воплощала наиболее передовые идеи парусного судостроения. С 2000 года он перевооружен как иол.

Общее описание Однотонного класса

Общее описание классификации яхт по «Тонному признаку», очень удачное на мой взгляд, дано на Форуме журнала «Катера и яхты». Адрес страницы в тот момент http://forum.katera.ru/index.php?/topic/2490-chetvert-tonniki-i-td/ (Это не ссылка. К сожалению, форумы часто меняют свои конфигурации и закрывают темы). Там один яхтсмен из Новосибирска дал весьма развернутое и интересное толкование этого термина — прочитать это можно здесь (текст просто перенесен с форума).
Классическое же описание однотонного класса приведено на сайте http://www.vodnyimir.ru/Yahta_odnotonnogo_klassa.html — оно тоже перенесено на нашу страницу без каких-либо изменений(разумеется, кроме дизайна страницы).

Немного истории Однотонного класса

А теперь о самом "Витязе"

свернуть текст

Первый советский однотонник

А.В.Тетсман
«Катера и яхты» №2(24) 1970 год с.17-20
Первая советская яхта, спроектированная с учетом международных правил обмера RORC, построена в 1968 г. на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. По своим характеристикам это — типичный «однотонник» (так называют сейчас крейсерско-гоночные яхты . с гоночным баллом RORC в 22 фута, участвующие в гонках на JPG кубок). Напомним, что с водоизмещением яхт это название не связано, а знаменитый кубок назван так по гоночным яхтам, на которых в 1898 г. впервые он разыгрывался (тогда классы определялись по условному объему корпуса, примерно так, как определяется и сейчас регистровый тоннаж торговых судов).
Отметим, что, приступая к разработке ее проекта, конструкторы изучили все имеющиеся в специальной литературе материалы, но, тем не менее, многие проблемы пришлось решать заново в связи с полным отсутствием информации. Обводы — характерные для современных крейсерско-гоночных яхт, с плавниковым килем и отдельно расположенным рулем. Кормовая кромка киля имеет элерон, что позволяет придавать килю при лавировке несимметричную форму и, следовательно, увеличить силу сопротивления дрейфу, улучшить лавировочные качества судна. Обводы по шпангоутам выбраны несколько более килеватыми, чем обычно на яхтах такого типа; благодаря этому уменьшилась площадь смоченной поверхности (примерно на 2 м² меньше среднего значения для яхт рассматриваемого типа). Относительно небольшая максимальная ширина (на 0,2—0,3 м меньше обычного) объясняется только техническими возможностями верфи-строителя и, по-видимому, в дальнейшем должна быть увеличена.
Гоночный балл яхты по формуле RORC 21,97 фута. Парусное вооружение типа бермудский шлюп с фактической максимальной площадью парусов 70 м² Обмерная парусность .MSА при этом равна 53,55 м² , в том числе грот 26,35 и передний треугольник МАΔ 27,2 м² .
Основные данные, характеризующие распределение парусности и соотношения между обмерной парусностью и размерениями корпуса (смоченной поверхностью Ω и водоизмещением D), вполне приемлемы:
МАΔ /MSA = 50.8%;
MSA/Ω = 2.52;
√ (МSA )/ √ ³ (D )= 4,00
В сильный ветер грот может быть зарифлен, а топовый генуэзский стаксель заменен обычным. Имеется комплект штормовых парусов. Фактические размеры парусов (м² ) таковы: грот — 30,7; штормовой грот—12,1; топовый генуэзский стаксель — 39,3; стаксель — 11.2; штормовой стаксель — 5,4; спинакер — 90.
Лавировочные паруса пошиты из синтетической ткани весом порядка 300 г/м² , спинакер — из синтетической ткани 65 г/м² . Рангоут яхты выполнен из ели. Мачта клееная, пустотелая, овального сечения с размерами 200Х 160 мм, постоянными по всей длине. Гик также имеет постоянное сечение (Ø 140 мм) и также пустотелый.Для проводки парусов предусмотрены ликпазы. Мачта, проходящая через крышу рубки и опирающаяся на деревянный степс, раскреплена двумя парами основных вант, одной парой топовых вант, проходящих через краспицы, и штагами.
Планировка палубы и ее оборудование рассчитаны на участие в гонках. Так, для лучшего использования стакселя погоны стаксель- шкотов вынесены на ватервейс; предусмотрены специальные лебедки не только для стаксель-шкотов, но и для спинакер-брасов, гика- шкотов, оттяжки. Применено самое надежное и простое управление румпелем из кокпита, разделенного пополам усиленным бимсом для крепления гика-шкота. Яхта оборудована бортовыми леерами в соответствии с правилами гонок по формуле RORC.Рубка яхты удлиненная, невысокая: максимальная высота комингсов не превышает 250 мм Внутреннее расположение разработано исходя из условий размещения для непродолжительных переходов предусмотренного правилами экипажа — минимум 8 человек.
По длине яхта делится пятью переборками на отсеки. Форпик, попасть в который можно из носовой каюты через плотно закрывающийся люк, служит для хранения запасных тросов, парусов и т. п. Имеется также возможность размещения в нем цепного ящика. В носовой каюте расположены в два яруса четыре койки, при чем под нижними койками устроены рундуки. В образовавшемся между подмачтовыми переборками отсеке по левому борту выгорожен платяной шкаф, по правому — гальюн.
Средняя каюта рассчитана на ночлег двух человек на нижнем диване и -третьего — на спальном месте, которое образуется поднимающейся спинкой дивана. Планировка этой каюты несколько отличается от обычной. Так, входная дверь расположена не в ДП, а смещена примерно на полметра на левый борт. Диван, расположенный только по правому борту, имеет П-образную форму (вдоль борта и переборок). Обеденный стол повторяет форму выреза и на ночь опускается на его уровень; благодаря этому ширина дивана увеличивается до 1,2 м. Вдоль борта устроены шкафчики и закреплен радиоприемник. По левому борту расположен буфет, нижняя выступающая часть которого образует одновременно и буфетный стоя со встроенной газовой плитой в специальном отсеке и мойкой. Под съемными пайолами в трюме расположены две цистерны питьевой воды общей емкостью 150 л, соединенные между собой и с насосом в камбузе. Штурманский стол расположен по правому борту у трапа. Здесь же но переборке установлена вся электрическая аппаратура, налево от трапа — большой платяной шкаф. Из этого же отсека можно попасть в гробы.
Моторно-аккумуляторный отсек под кокпитом отделен от других помещений плотными переборками. Под сиденьями в кокпите на обоих бортах выгорожены рундуки для хранения индивидуальных спасательных средств. Кокпит само отливной, обычной конструкции. Ахтерпик используется как кладовая.
Говоря о планировке помещений, следует подчеркнуть, что благодаря большой ширине и высоте корпуса она получилась, на наш взгляд, довольно удобной. Высота средней каюты около 2 м, а площадь пола каюты, над которой в соответствии с правилами постройки и классификации должна быть выдержана высота не менее 1,75 м, увеличена с оговоренной правилами минимальной 1,3 м² до 3 м² .
Конструкция корпуса разработана исходя из требований правил классификации и обмера крейсерско- гоночных яхт на класс 8 CR. Корпус собран на поперечном наборе. Дубовая закладка клееная, собранная на болтах из нержавеющей стали. Шпангоуты дубовые гнутые; переборки вырезаны из специально изготовленных плит, покрытых фанерой из красного дерева и отделанных полиэфирным лаком. В районе степса мачты установлены дополнительные шпангоуты. Нижние ветви шпангоутов соединяются на стальных кованых флорах. Свинцовый фальшкиль весом 2800 кг крепится к килевой балке 12 болтами из нержавеющей стали. Подпалубный набор обычной схемы.
свернуть текст