О нас

"Витязь" - бермудский шлюп однотонного класса, построенный на Таллинской верфи спортивных судов в 1971 году. Он был не первым в серии, которая к тому моменту воплощала наиболее передовые идеи парусного судостроения. С 2000 года он перевооружен как иол.

Общее описание Однотонного класса

Общее описание классификации яхт по "Тонному признаку", на мой взгляд дано на Форуме журнала "Катера и яхты" - адрес страницы в тот имомент http://forum.katera.ru/index.php?/topic/2490-chetvert-tonniki-i-td/ (Это не ссылка, к сожалению, форумы часто меняют свои конфигурации и закрывают темы...) , так вот там один яхтсмен из новосибирска дал весьма развернутое и интересное толкование этого термина-прочитать это можно здесь ( текст просто перенесен с форума).
Классическое же описание однотонного класса приведено на сайте водомир http://www.vodnyimir.ru/Yahta_odnotonnogo_klassa.html - оно тоже перенесено на нашу страницу без каких-либо изменений(ну, разумеется, кроме дизайна страницы).

Немного истории Однотонного класса

А теперь о самом "Витязе"

свернуть текст
http://forum.katera.ru/index.php?/topic/2490-chetvert-tonniki-i-td/
Давным давно, в Англии существовал т.н. "Кубок одной тонны", тогда это действительно была тонна, в каком-то хитроумном измерении, типа "темзенский дедвейт" или что-то подобное, исчислялось это из объема запалубленного трюма... Были это приличных размеров лодки (11-12 метров длиной), но по тогдашним понятиям - это было примерно как для нас Финн или 470 - лодка для гонок и прогулок, с открытым кокпитом, с нулевой мореходностью... Но такие лодки были достаточно популярны, по понятиям тех времен, поэтому кубок считался престижным - до 30 вымпелов на старте!!!
С появлением формулы R, гонки на "Кубок одной тонны" потеряли популярность, а потом и прекратились. Лет через 50-80 (ну не помню точно), году этак в 1960-64 этот Кубок решили возродить (англичане обожают реанимировать). Но тех яхт уже в помине не было, поэтому прикинули примерно, на тогдашнюю формулу обмера RORC и установили, что гоночный балл ограничен в N футов (IOR тогда был в пеленках, на него перешли в начале 70-х) - этот гоночный балл соответствовал самому популярном в приморских странах крейсеру 10-13 метров длиной...
Не знаю, кто был автором идеи, но идея была гениальная - впервые крейсера, обмеряные по формуле, состязались "по приходам", а не "по гандикапу". Зрелищности это добавило, но не сильно (т.к. были длинные маршрутные гонки), зато острота борьбы крейсеров была поднята до уровня монотипов!!! Возрожденный "Кубок одной тонны" быстро стал одним из наиболее ценимых в мире. Привлек в гонки крейсеров настоящих гонщиков, в т.ч. Олимпийских Чемпионов, например, Агостинио Страулино (для итальянцев, Страулино - это как Пеле, Сенна, Бубка, но в парусе, а не футболе или Ф1... Как для нас Валентин Манкин, а для датчан и всего мира Пауль Эльвстрем - недостижимая высота).
Потом, уже по аналогии стали появляться другие "тонные" класы - "полутонники", "3/4 тонники", "двухтонники", "четвертьтонники" и наконец "минитонники", которые имели минимально возможный для обмера в IOR (IOR к тому времени стал монопольной формулой обмера крейсеров). Но сохранялся главный принцип - "по приходам"! И в эти классы продолжали приходить самые крутые и известные гонщики, конструкторы, парусные мастера... Достаточно вспомнить Роднея Паттисона (2-х кратный олимпийский чемпион в FD), Олина Стефенса (R-12 его проектов лет 30 выигрывали "Кубок Америки" "в одну калитку"), парусного мастера Лоуэлла Норта... Список звезд, отметившихся в различных "тонниках" он жутко велик, чтоб его приводить...
Резюме: никакого отношения к водоизмещению или дедвейту "тонники" не имеют. Но все они имели четко определенный гоночный балл (в футтах или метрах) в определенной системе обмера (RORC или IOR) и в классных гонках гонялись "по приходам", что не мешало им удачно выступать в гонках "по гандикапу".
В связи со скоропостижной кончиной IOR, "тонники" резко утратили свои позиции и, сегодня, термины "однотонник", "четвертьтонник" и т.п. служат лишь для определения относительных размеров яхт:
"двухтонник" - 11-14 метров длиной;
"тонник" - 10,5 - 12 метров;
"3/4 тонник" - 9,5 - 10,5 метров;
"полутонник" - 8,5 - 9,5 метров;
"четвертьтонник" - 7 - 8 метров;
"минитонник" - 6 - 7 метров.
Кое-где (не только в России) разные "тонники" еще выделяют в отдельные классы на регатах, но идея умерла со смертью IOR и "смысл почти утрачен". Что и подтверждается данной темой.
Внимание! "Микротонники" - не было таких никогда. Класс "Микро" иногда называют "микротонниками", но никакого отношения к "тонникам" "Микро" не имеют и не имели - их просто невозможно было обмерить по IOR. "Микро" гоняются "по приходам", но на этом аналогии заканчиваются. "Микро" - это классический "Open", без всяких формул - только ограничения класса...
свернуть текст